Адвокат Григорий Цехер против Госжилинспекции и управляющей компании

Dec 09, 2012 10:48

29.01.2012

Участники дискуссии: Пильгуй Сергей, Местная Лика, Цехер Григорий, Курбаналиев Ахмед, Климушкин Владислав, gorgona, Гуров Сергей, Бозов Алексей, Федоровская Наталья, Блинов Анатолий, Морохин Иван, Суховеев Андрей, Dermometr, Elizaveta, Бобылев Константин, Яновский Юрий, +еще 8

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В СФЕРЕ УСЛУГ ЖКХ

В последние годы в различных средствах массовой информации ведётся много разговоров о проблемах общего имущества наших многоквартирных домов и способах разрешения этих проблем.

С поразительным единообразием «эксперты» в этой сфере общественных отношений рассказывают нам о том, что мы, собственники помещений в многоквартирных домах, несём бремя содержания общего имущества наших домов;  что договор управления с управляющей компанией не означает нашего отстранения от судьбы общего имущества дома; что мы обязаны предпринимать меры по контролю за содержанием общего имущества дома. А если наши дома нуждаются в том или ином ремонте, необходимо волеизъявление Общего Собрания дома и определение источников финансирования необходимого ремонта.


Я, как это не раз бывало в моей жизни, не согласился с мнением «экспертов», включая мнение государственной жилищной инспекции, администрации города Екатеринбурга  и управляющей компании, которое, как я полагаю, противоречит нормам российского права, вообще, и нормам потребительского права, в частности, и решил это доказать в суде (жалкое состояние моего всеми заброшенного дома, обречённого муниципальной властью на неминуемую «смерть», было тому сильной мотивацией).

Я возбудил ряд судебных процессов, в том числе:
- о признании незаконным бездействия государственной жилищной инспекции;
- о защите прав потребителя услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (два иска).

Две судебные инстанции (Кировский районный суд, Судья О.Е. Медведева и областной суд Свердловской области), с участием представителей публичных образований «Российская Федерация» и «Свердловская область», признали незаконным бездействие государственной жилищной инспекции и установили, цитирую: «… в результате отсутствия надлежащего и своевременного государственного контроля со стороны Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области за деятельностью ЗАО «Управляющая компания «Стандарт» и не принятия мер, обеспечивающих соблюдение норм содержания, эксплуатации и ремонта общего имущества дома, возникли многочисленные дефекты общего имущества дома».

Таким образом, суд установил причинно-следственную связь между незаконным бездействием органа государственной власти, находящегося в «двойном» подчинении двух публичных образований, и вредом, причинённым моему имуществу.  Естественно, я не мог этим не воспользоваться и подал иск против Российской Федерации и Свердловской области (солидарные ответчики) о возмещении вреда, причинённого бездействием органа государственной власти, который находится на рассмотрении судьи Верх-Исетского районного суда, заместителя председателя суда, Д.Е. Ковелина (очередное судебное заседание состоится 23 сентября 2011 года).

По двум моим искам о защите прав потребителя услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (дело № 2-661/2011(21) и дело № 2-2393/2011) судья Ленинского районного суда города Екатеринбурга Ю.А. Шперлинг, которая по моему ходатайству исследовала доказательства по месту их нахождения, осмотрев общее имущество дома от кровли до подвала, впервые в Российской Федерации (!), постановила обязать ЗАО «Управляющая компания «Стандарт» устранить безвозмездно в срок до 1 октября 2011 года недостатки услуги по содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества жилого дома № 21 корпус № 3 по ул. Малышева в г. Екатеринбурге, путём выполнения следующих работ (по двум искам): (37 видов работ от кровли до подвала и прилегающей территории
1) антисептирование и огнезащита деревянных конструкций крыши;
2) снятие и замена всех повреждённых элементов кровли;
3) ремонт водосточной системы с заменой неисправных элементов;
4) замена слоя утеплителя на чердачном перекрытии и доведения термосопротивления перекрытия до современных требований теплотехники;
5) утепление стен чердака и доведения термосопротивления наружных стен до современных требований теплотехники;
6) ремонт инженерных сетей с целью устранения течей в подвале;
7) осушение подвала и конструкций подвала;
8) ремонт отмостки вокруг дома;
9) утепление стен тамбуров и дверей входа в подъезды;
10) осушение намокших участков потолков и стен на лестничных клетках и на  галереях - переходах;
11) удаление слабо держащейся краски на потолках и стенах лестничных клеток и  галереях - переходах;
12) снятие отслоившейся штукатурки с потолков и  стен лестничных клеток и галерей - переходов;
13)  ремонт оконных блоков на галереях - переходах и на лестничных клетках с заменой поврежденных гнилью элементов;
14) окраска оконных переплетов;
15) оштукатуривание поврежденных поверхностей потолков и стен цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующих добавок;
16) окраска потолков и верха стен  лестничных клеток и галерей - переходов меловым составом;
17) окраска стен лестничных клеток и галерей - переходов масляным составом;
18) снятие отслоившейся штукатурки фасадов;
19) расшивка трещин на фасадах;
20) оштукатуривание поврежденных поверхностей фасадов цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующих добавок;
21) окраска фасадов;
22) ремонт асфальтового по¬крытия прилегающей территории дома, входящей в состав общего имущества дома, путём приведения уклонов асфальтового покрытия в сторону от стен дома, по всему периметру дома;
23) установка отсутствующих отметов водосточных труб;
24) замена разрушенных блоков и оштукатуривание по¬вреждённых поверхностей фасадов цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующих добавок;
25) очистка от ржавчины трубопроводов и выполнение их изоляции;
26) восстановление изоляции трубопроводов отопления и горячего водо¬снабжения в подвале дома;
27) восстановление продухов, подвальных окон и приямков к ним;
28) очистка и мытьё окон всех помещений, входящих в общее имущество дома;
29) ревизия и ремонт вытяжных частей всех канализацион¬ных стояков общего имущества дома;
30) оборудование слуховых окон решётчатыми заполнениями;
31) ревизия, очистка и ремонт всех вентиляционных шахт и вентиляционных каналов, входящих в общее имущество дома;
32) ревизия и ремонт дренажной системы дома;
33) мокрая уборка всех поверхно¬стей подъезда не реже одного раза в месяц;
34) очистка подвала и чердака дома от мусора;
35) устройство фрамуг или створок на верхних этажах всех подъездов дома;
36) ремонт вертикальной и горизонтальной гидроизоляции фундамента;
37) обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.

В основу своих исковых заявлений (и против Госжилинспекции, и против управляющей компании) я положил следующие нормы права:

I. О носителе бремени содержания общего имущества дома.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором и, следовательно, при наличии договора с управляющей компанией, бремя содержания общего имущества дома несёт управляющая компания.

II. Об особенном государственно-правовом протекционизме, регулировании и гарантии качества услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома.

1. Абзацем первым преамбулы к закону «О защите прав потребителей» устанавливаются мои права потребителя на приобретение услуг управляющей компании по содержанию и ремонту общего имущества дома надлежащего качества и государственную защиту моих интересов, а также определяется механизм реализации моих прав.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 закона «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге по содержанию и ремонту общего имущества дома, управляющая компания обязана оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 закона «О защите прав потребителей», отсутствие у меня специальных познаний о свойствах и характеристиках услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома предполагается.

2. Нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и устанавливающими обязательные требования к услуге по содержанию и ремонту общего имущества дома, являются:
- Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 № 5176);
- Правила содержания общего имущества, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491;
- Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» (принят Постановлением Госстандарта РФ от 19 июня 2000 г. № 158-ст, с изм. и доп. от 22 июля 2003 г.);
- Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» (Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 21 февраля 1994 г. № 34.  Дата введения - 1 июля 1994 года).

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 40 закона «О защите прав потребителей», государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей услуг по содержанию и ремонту общего имущества моего дома,  осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей  (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Государственным органом, осуществляющим предусмотренный нормами потребительского права контроль за техническим состоянием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами и за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации являются государственные жилищные инспекции - Постановления Правительства РФ от 24.02.1995 № 182, от 13.10.1997 № 1303, от 06.02.2006 № 75.

Одним из способов защиты моих прав потребителя услуг по содержанию и ремонту общего имущества моего дома является обязанность государственной жилищной инспекции осуществлять контроль за ходом работ по подготовке к зиме общего имущества моего дома  - второе предложение пункта 2.6.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда,  утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2003 г. № 5176).

Таким образом, осуществляя особенный государственно-правовой протекционизм (поддержку, защиту, охрану) в области моих прав потребителя на гарантированное получение качественной услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, законодатель:
- установил обязательные требования к содержанию и ремонту общего имущества моего дома;
- создал государственный орган и наделил его полномочиями, обеспечивающими и гарантирующими поддержание общего имущества дома в состоянии, соответствующем нормам потребительского права, отмеченным выше;
- определил порядок действий государственной жилищной инспекции, включающий  ежегодный контроль за ходом работ по подготовке общего имущества дома к зиме.

III. О надлежащей цене услуги.
Согласно второму абзацу части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, в их системном единстве, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и, если не принято решения собственниками помещений на их общем собрании, устанавливается органом местного самоуправления в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, цена услуги, которую я оплачиваю управляющей компании, обеспечивает оказание услуги в соответствии с требованиями законодательства.

IV. О порядке устранения выявленных недостатков.
Порядок устранения существенных, недостатков оказанной услуги по содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества многоквартирного дома урегулирован частью 6 статьи 29 закона «О защите прав потребителей», частью 2 статьи 737 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, требование об устранении существенных недостатков (для недвижимого имущества) может быть предъявлено в течение десяти лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не установлен.

Законодатель, наделив потребителя правом требовать  от подрядчика безвозмездного устранения недостатков, не обременил потребителя обязанностью доказывания о причинах возникновения недостатков.
Означенный порядок не ограничивает моё право на безвозмездное устранение выявленных существенных недостатков услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по тем или иным признакам (характеру) необходимых работ.

V. О солидарности требования.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно статье 133 Гражданского кодекса Российской Федерации, вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, признается неделимой и, следовательно, общее имущество многоквартирного дома является неделимым.

Согласно статье 322 ГК Российской Федерации, солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

Поскольку собственники помещений многоквартирного дома оплачивают услугу по содержанию, эксплуатации и ремонту (неделимого) общего имущества, постольку они (собственники помещений многоквартирного дома) являются по отношению к управляющей компании солидарными требователями.

Согласно части 1 статьи 326 ГК РФ (Гражданского кодекса Российской Федерации), при солидарности требования любой из солидарных кредиторов вправе предъявить к должнику требование в полном объеме.
Таким образом, я вправе предъявить управляющей компании требование об устранении существенных недостатков услуги в полном объёме.
Статус: дело Выиграно

Цехер, ЖКХ

Previous post Next post
Up