Сразу в нескольких российских городах вскрылись факты, когда управляющие компании, которым граждане ежемесячно перечисляют денежные средства за жилищно-коммунальные услуги, выводят их в офшоры.
Автор:
Пронько ЮрийФото: Sever180/shutterstock.com
Несмотря на очевидные криминальные схемы в сфере ЖКХ, Минэкономразвития предложило учесть в тарифах на коммунальные услуги размер увеличения НДС на 2 процентных пункта. Это необходимо, по мнению чиновников, для того, чтобы не ухудшилось финансовое состояние ресурсоснабжающих организаций. В противном случае убытки коммунальщиков за 2019 год могут достичь 100 млрд рублей, а объем долгов в отрасли вырастет до 1,5 трлн рублей.
Минэнергетики предлагает пойти дальше и повысить тарифы выше ожидаемой инфляции.
Почему качество услуг оставляет желать лучшего, а тарифы с завидной периодичностью растут? Насколько далеко зашли офшорные и криминальные схемы в отечественном жилищно-коммунальном хозяйстве? При каких условиях гражданин может «качать права» в отношениях с управляющими компаниями?
Об этом в программе «Пронько. Экономика» мы поговорили с руководителем комиссии по ЖКХ «Деловой России» Еленой Николаевой.
Елена Николаева: Это маразм. Причем маразм, который в последнее время стал еще более наглым, поскольку ситуацию, которую мы сейчас создали в сфере ЖКХ, назвать нормальной невозможно. Порядочные компании уходят с рынка, остаются только непорядочные. Потому что прозрачная экономика этих компаний, если делать все правильно, отрицательная.Юрий Пронько: Давайте начнем с офшоров. Для меня это какой-то паноптикум: управляющие компании безнаказанно выводят деньги граждан, которые собирают с них за ЖКХ, за пределы России на Бермуды, во Францию. Как такое возможно?
Ю.П. Это криминальные схемы?
Е.Н. Абсолютно криминальные схемы. То есть заложена сейчас в экономику действия управляющих компаний по большому счету недобросовестность. В чем суть управляющих компаний? Это агент, который должен по выбору нас с вами, граждан, жильцов того или иного дома, управлять нашим имуществом, потому что нам этим заниматься вроде бы как недосуг. Логично. И в этом смысле есть некие правила, которые прописаны и в законодательстве, и в постановлениях, которым они должны следовать. В частности, что они должны делать - как часто они должны мыть лестничные клетки, следить за лампами в подъезде, за лифтом.
Ю.П. Прямо до такой детализации?
Е.Н. Все детально прописано. Вместе с тем, если все это посчитать, то размер платежа за жилищную услугу должен быть достаточно существенным. А реально они ниже. Более того, сейчас ввели, по сути, лицензирование этих управляющих компаний, поставили их в такие жесткие условия, что за каждый чих проверяющей организации, в частности, жилинспекции, им надо отстегивать. Они откуда будут отстегивать?
Ю.П. А надо отстегивать?
Фото: JuneChalida/shutterstock.com
Е.Н. Естественно. А как вы думаете, эти все проверяющие за счет чего живут? За счет зарплаты что ли? Нет, конечно. Раз они пришли, значит, тут же найдут тысячу каких-то недоделок, справедливых или несправедливых, это уже второй вопрос, но ключ заключается в том, что у них нет своих денег, у них наши с вами деньги. Поэтому расплачиваются они из каких денег? Из наших.
Еще вопрос. Есть соответствующие платежи за общедомовые нужды. Это то, что мы с вами обслуживаем в виде не только наших квартир, а также общедомовое имущество, свет в подъезде, мытье подъездов, электричество для лифтового оборудования. На сегодняшний момент это толком даже рассчитать невозможно, а расходы эти относятся на расходы управляющих компаний.
Ю.П. То есть тарифы устанавливаются с потолка?
Е.Н. Практически с потолка. Мне в последнее время огромное количество из всех регионов звонит компетентных профессиональных людей, причем, если честно, работающих порой и в органах исполнительной власти, и спрашивают, как рассчитать, если нет более-менее понятной тарификации. Это же, по сути, договорная цена. Как нам это рассчитать? А в условиях прямых договоров как рассчитать? Непонятно.
Когда у нас создана такая непрозрачная, непонятная система, остаются на рынке те, кто не держится ни за свое реноме, ни за качество услуг, им в принципе плевать на то, какие услуги они оказывают. Их задача собрать деньги и свинтить, как только их лишат лицензии. Тут же появится «Ромашка-1», «Ромашка-2 и 3». И вы вместе с домами будете переданы в другие управляющие компании. Абсурд сегодняшней ситуации.
Е.Н. Де-факто муниципалитеты могут вмешаться только в том случае, когда уже кризисная ситуация, и они могут назначить управляющую компанию, на этом их предел компетенции закончен. Я не говорю про Москву, потому что в Москве отдельная история, ГУП «Жилищник», он действительно контролируется властями Москвы. А во всех остальных регионах это частные компании, которые оказывают частные услуги. Они подведомственны как раз регулированию, и они отвечают перед жилищными инспекциями.Ю.П. Муниципалитеты могут регулировать такие процессы?
Поэтому, когда у вас в том или ином доме начинаются проблемы, я всегда рекомендую быстро в письменной форме писать жалобы в Государственную жилищную инспекцию. Проверяющие, хорошо, если они добросовестные, а если они не очень, тогда они тут же находят общий язык с этими компаниями.
Ю.П. Хорошо, а ежегодное повышение за что?
Е.Н. Это коммунальные услуги, это коммуналка. Есть управляющие компании, это жилищные услуги. Есть коммуналка. Жилищные услуги не индексируются много лет уже. И это тоже одна из причин, почему управляющие компании решили, раз у нас все равно отрицательные показатели деятельности, и Бог с ними. Мы никогда не смотрим в корень проблем. Нам надо создать условия, когда управляющие компании будут биться за своих клиентов.
Ю.П. Что необходимо сделать?
Е.Н. Любая компания, которая управляет жилым фондом более полумиллиона квадратных метров, это уже очень интересный и доходный бизнес. Это уже можно реально организовать. И в этом смысле управляющие компании, конечно, будут держаться за так называемые дома. Но активность собственников на таком минимуме, что они даже не пытаются ходить на общие собрания, выяснять суть тех тарифов, которые им выставляют за жилищные услуги, предъявлять претензии, контролировать их. Создайте у себя в доме элементарный совет многоквартирного дома и начните контролировать действия управляющей компании.
Ю.П. Управляющая компания не пошлет этот совет?
Е.Н. Не имеют права в соответствии с законодательством. Потому что принимать соответствующие услуги по дому как раз должны уполномоченные общим собранием многоквартирного дома, если такое желание есть, совет многоквартирного дома. Поверьте, вы можете и сэкономить на своей управляющей компании, и действительно улучшить качество ее работы.
Ю.П. Коммунальные услуги почему постоянно растут?
Ю.П. То есть выше, чем таргет инфляции?Е.Н. По коммунальным услугам - это уже тарифицируется государством, поскольку это монопольное предоставление услуг, и здесь есть подводные камни. Мы все слышали, что появилось повышение со следующего года НДС, и, объективности ради, надо сказать, что если компании, которые до этого платили 18%, будут платить 20%, наверное, они могли бы ожидать и повышения тарифа на эту сумму. С одной стороны, логика в этом есть. И об этом Минэкономики и объявило, что с января месяца они планируют поднять на 1,7%, а с июля на 2,4% еще. То есть совокупно чуть больше 4%.
Е.Н. Да. Вместе с тем Министерство энергетики хочет еще больше. Они хотят 1,7 плюс 4. Тут еще идет определенный торг внутри правительства. И логика в этом тоже есть. Но давайте внимательно посмотрим. Во-первых, далеко не все компании, которые находятся в сфере коммунальных услуг, на обычной системе налогообложения. Некоторые есть на упрощенной системе. А раз так, то у них, скорее всего, НДС нет. Тогда нужно понимать, где и в какой цепочке есть объективное повышение НДС, а где нет. Надо более внимательно смотреть нашим службам, которые отвечают за тарифы.
Давайте внимательно посмотрим на структуру тарифа. Почему вдруг при таких «плачах Ярославны», как у них все плохо, тяжело ресурсоснабжающим организациям, вдруг они показывают наивысшую доходность и наивысшие дивиденды за последние годы? В частности, электроснабжающие организации, у них самые красивые цифры. Хочется понять. Сытый голодного не разумеет. Понятно, что им хочется еще и еще. Но население-то из последних сил платит коммуналку. И предприятия из последних сил.
Елена Николаева. Фото: Телеканал «Царьград»
Недавно мне задала вопрос пенсионерка: как же так, у меня пенсия чуть больше 8 тысяч, а 7500 у меня платежи. Я ей начала объяснять, что нужно идти получать субсидию, потому что больше 22%. А она мне в ответ решение суда показала, и тут даже я не нашлась, что ей ответить. Получается, суд принял неправомерное решение, противоречащее законодательству РФ. Естественно, я сказала, что надо подавать апелляцию.
Ю.П. Вы уже второй раз за сегодняшний наш разговор меня шокировали. Первый раз, что надо делиться. А здесь решение судебного органа власти, противоречащее законодательству.
Е.Н. Да, это в Челябинске ситуация. Я удивлена настолько этим случаем, что хочется задать вопрос: мы зачем так серьезно запутываем всю эту ситуацию, делаем ее непрозрачной, непонятной, и все больше в глубину пытаемся простые вещи положить? Наверное, чтобы потом в мутной водичке что-то другое выросло.
Ю.П. Если предприятия показывают великолепные, особенно энергетические компании, результаты, то откуда у Минэкономразвития цифры, которые повергают в шок? В МЭР заявили, если не учесть этот рост НДС, то в 2019 году убытки достигнут 100 миллиардов, а общий объем долгов в отрасли 1,5 триллиона. Это что за цифры?
Грубо говоря, мы ищем не там, где потеряли, а там, где светло. С граждан же как-то проще. На них можно нажать, содрать. Из 1,5 триллиона задолженности только 270 миллиардов - это долги населения. Средний чек задолженности 45 тысяч рублей, и чаще всего это крайне обеспеченные люди, у которых вторая, третья, четвертая, может, и большее количество квартир. Они просто забывают за них заплатить коммунальные платежи.Е.Н. Да, это очень серьезная цифра, и она объективна. На самом деле буквально два года назад это был триллион. Мы приближались к триллиону, теперь мы приближаемся к полутора. Почему? Если мы объективности ради посмотрим на эти полтора триллиона, ключевые неплательщики это предприятия Министерства обороны, это ведомства федерального подчинения, которые на региональном и муниципальном уровнях отказываются платить за свои коммунальные расходы. Просто не платят, и все. И это так называемые неотключаемые объекты.
Ю.П. По всей видимости, позже они расплачиваются с долгами?
Е.Н. Когда их не выпустят за границу, они расплатятся. Но чаще всего обеспеченная часть нашего населения почему-то считает, что им можно недоплатить. А как раз пенсионеры, люди среднего достатка, те, кто живут даже на грани прожиточного минимума, они первые бегут оплатить коммунальные услуги, зная, что если они этого не сделают, у них начинаются соответствующие проблемы. Уровень неплатежей, который был чуть ниже 2%, если в среднем в расчете от тарифа посмотреть, так это те же самые цифры практически во всех странах мира: и в Финляндии, и в Германии.
Фото: www.globallookpress.com
Ю.П. Ситуация в ЖКХ будет ухудшаться или улучшаться в ближайшие годы?
Е.Н. Я всегда говорила, что если следующая революция в стране будет, то она будет коммунальная. Типун мне на язык!
Но нельзя людей доводить до крайности. Они должны понимать, за что они платят, получают ли они достаточное качество этих услуг, и насколько УК или ресурсники выполняют те функции, которые на них возложены.
И я все-таки эти надежды не теряю, я человек оптимистичный, всегда хочется верить во что-то хорошее. Но всегда предостерегаю, что невнимание к этим вопросам обернется колоссальными проблемами.
https://tsargrad.tv/articles/naglyj-marazm-v-zhkh-rossii-ofshory-kriminal-tarify-s-potolka_155107