Несколько лет назад я влюбилась в необычные книги от Руфуса Батлера Седера. Вроде бы и идея понятна, да и чем еще можно удивить искушенного современного читателя-визуала, но все же концепция (а, скорее, оптическая иллюзия) в книге показалась настолько увлекательной, что захотелось сделать что-то подобное самим с Марусей. Не хватило времени... Откровенно говоря, найти подобные книги, при желании, нелегко. У них действительно сложные названия: фотикулярные, как от Неокниги, синематографические книги, как у Студии артемия Лебедева, книги с живыми картинками, как обозначил их АСТ.
Вслед за этим я нашла очень интересную статью на замечательном Аним-оптик-ум -е (привожу здесь ее начало, продолжение было на самом сайте, но сайта больше нет.
У этой оптической игрушки еще очень много названий и воплощений: мотограф, волшебные движущиеся картинки, кинескоп, театр теней, сканимация, синематографика. Но все они устроены по схожему принципу.
Несколько картинок или фотографий, которые должны сменять друг друга, нарезаются на тонкие полоски и смешиваются в одно изображение. Поверх накладывается плёнка с чёрными полосами и прозрачными промежутками, соответствующими толщине нарезки изображений.
Когда плёнка с полосками двигается относительно изображения или наоборот, через прозрачные промежутки становится видна одна картинка за другой. Они чередуются, создавая эффект движения или превращения, смены изображения.
Это изобретение напрямую вытекает из эффекта, открытого и исследованного Питером Марком Роже в 1825 году.
Наблюдая вращение колеса проезжающей мимо повозки через вертикальные промежутки между заборными досками, Роже заметил, что спицы колеса будто замирают и искажаются.
Сделав необходимые математические расчёты, Питер Марк Роже установил, что такой эффект может быть обусловлен лишь тем, что каждое положение колеса, видимое через вертикальные прорези в отдельный момент времени, задерживается в нашем восприятии чуть дольше, чем находится перед глазами, сливаясь с каждым следующим. Таким образом, серия щелей - апертура - способна превращать движущееся в неподвижное.
Видимые через щели фрагменты колеса соединяются в нашем восприятии и сглаживаются за счёт быстрого движения. Создаётся видимость неподвижных математически правильных кривых.
В 1825 году Роже представил свои находки в выступлении перед Лондонским королевским научным обществом и опубликовал их в вестнике.
Это привлекло внимание учёных всего мира к двум эффектам, позже названым инертностью зрительного восприятия и стробоскопичесим эффектом. Из исследований первого появился, например, тауматроп. А из второго - фенакистископ, зоетроп и множество других оптических игрушек, а позже и кинематограф. Все они основаны на обратной способности апертуры превращать неподвижное в движущееся.
И только спустя семьдесят лет открытие Питера Марка Роже в самом непосредственном виде нашло своё воплощение в оптической игрушке, создавая иллюзию движения.
______________