На тему звука в анимации

Mar 04, 2011 23:20

Некоторые соображения по поводу звука в российской анимации после прочтения всего написанного в разных жж на тему только что прошедшего Суздальского фестиваля 2011.

1.Для начала, немного о звуке в целом.

Краткая справка: звук в любом фильме включает пять компонентов: музыка, речь, фоны, синхронные шумы, звуковые эффекты.
Не все они обязательно присутствуют в каждом фильме, особенно анимационном, но, тем не менее, всего их ПЯТЬ! И музыка - это всего лишь один из пяти компонентов. К счастью, некоторые режиссеры это понимают. А многие не понимают, и продолжают считать, что звук в фильме хороший - это когда музычка красивая. Так что, когда вдруг какой-нибудь режиссер мне говорит: "А! Ты звукорежиссер? Музыку пишешь, да?" - сразу хочется дать ботинком в лоб такому режиссеру.

2.Теперь немного о звуке в российской анимации.

Не знаю по какой причине, в силу традиций или в силу изрядной безграмотности и беспомощности основной массы российских режиссеров в работе со звуком, но очень заметна тенденция делать мультфильмы либо целиком и полностью (или большей частью) под музыку, этакий балет в картинках, либо с закадровым голосом диктора, который вещает на протяжении всего фильма "пошел как-то..." или "жили-были...."  Например, на фестивале "Мультивидение" эта тенденция была просто ужасающе очевидна по контрасту с европейскими мультфильмами, среди которых подобные звуковые "инвалиды" встречаются крайне редко.
   Бывают и в российских мультфильмах очень интересные звуковые решения, но их немного, может, процентов 20.
Я вовсе не против любых звуковых решений, можно и только под музыку сделать красивый фильм, и диктор тоже может быть неплох. Пугает именно то, что выбор таких звуковых решений в большинстве случаев идет именно от неумения делать по-другому и от неумения мыслить звуко-зрительными, а не только зрительными образами уже на стадии задумки и проработки аниматика. Какие там звуко-зрительные образы, если режиссер иногда уже на актерском озвучании, при готовом-то аниматике, не может ответить на вопрос о том, смеется ли у него персонаж в фильме, и не надо ли записать смех?

А ведь звук в анимации намного важнее, чем в любом другом виде фильмов. Ограниченный по времени формат, условные образы, все это должно было бы стимулировать к перекладыванию на звук значительной части информации, и к тщательному продумыванию и подбору звуковых компонентов.

3.Теперь, собственно, про фестиваль.

В силу некоторой причастности к звуку в анимации, меня, конечно же, больше всего взволновала тема неприсуждения приза за звук. И, немного поразмыслив на эту тему, я  считаю, что приз за звук на Суздальском фестивале нужно отменить совсем.  Kакими бы ни были объяснения на эту тему, крайне неприятно осознавать, что награда за столь важную составляющую любого мультфильма из года в год является для жюри неким "запасным фондом", который можно использовать для поощрения кого-нибудь, кому не хватило приза, но очень хотелось его дать. Мне все равно, по каким причинам это делается в каждом конкретном случае, но такое отношение мне представляется крайне несерьезным и неуважительным. Хотя, чего удивляться, если... "смотри пункт 2".  Кроме того, опять же в связи с пуктом 2, я вообще не уверена, что все до единого члены жюри могут адекватно и грамотно оценивать звуковые решения фильмов.

А может и правда, давать приз некому. Мое мнение: все фильмы категорий "балет под музычку" и "жили-были..." атоматически выпадают из конкурса "за звук", потому что ЭТО - не конкурсное звуковое решение. Сорри. Ну и остается штук сколько-то кандидатов. В пределах десятка. Конечно, ими можно пренебречь, ведь есть "просто хорошие фильмы", которые очень хочется отметить, а больше уже ничего не осталось, кроме приза за звук! (это шутка с большой долей сарказма!!!)  Так что, приз нужно отменить. На многих фестивалях нет приза за звук. Да, это тоже нехорошо, но лучше, чем "приз-во-все-дырки-затычка". Ведь нет же приза за музыку? Ну, и за звук не будет.  Потому что получить приз "за звук" за фильм с одной только музыкой тоже довольно стремно. Зачем давать приз звукорежиссеру, если есть композитор?
   А не будет приза, не будет и обманутых ожиданий. Вообще, если кто не знал, представители каждой профессии очень даже интересуются, кто выбран на конкурсе, как самый достойный, чтобы посмотреть и заценить, как образец. А тут такая профанация. Вот, например, в прошлом году, приз отдали "другому хорошему фильму, который хотелось отметить", но приз-то назывался "за звук"! Вообразите, звукорежиссер того фильма, наверное, обрадовался, что вот, его работа оценена,  а тут облом! И приз ему режиссер не отдал, потому как за что отдавать-то, если это не за звук, а за его, режиссера,  "хороший фильм". Ну, и опять же - дезориентация других звукорежиссеров, им-то никто не будет объяснять, что да как на самом деле было.

Еще мне не очень понятна политика "одной штуки в одни руки". Типа, если фильму дали один приз, то и хватит. Да пусть хоть все получит, если в этом одном фильме все будет лучше, чем у других! А то, опять же, профанация какая-то выходит.

И вообще, если всем призов вечно не хватает, ну можно, в конце концов, сделать в каждой номинации 1,2,3 место, а остальным памятные грамоты выписывать на бумажке. И все будут щасливы!
:(
 

мультики, бубнилово и ворч, звук

Previous post Next post
Up