Nov 18, 2013 03:05
Сегодня я ходила смотреть документальный фильм про реконструкцию музейного острова в Берлине.
Воскресенье, 12 утра. Понятное дело с большим трудом удалось опоздать всего лишь на 10 минут. Но я была одной из самых пунктуальных приглашенных. Поэтому я минут 15 сидела в полупустом зрительном зале, читала неповторимого Умберто Эко.
Через пару минут нас с Умберто потревожил разговор приземлившихся на соседние кресла соседей. Голос взрослой женщины настаивал, что отказывается нести ответственность за ручное управление культурой в условиях разрушенной системы. Молодой голос поддакивал и во всем соглашался. Поскольку Умберто мне уже 2 недели повествует интереснейшую историю про маятник Фуко - мозг не задавался целью подумать, о каком же министерстве речь и кто так там напортачил, что никак кроме как ручным управлением не справиться.
Через какое-то время собралось достаточное количество зрителей, Умберто был запрятан в сумку, свет погашен, фильм начался.
Рассказывалась история того как планировалась и делалась реконструкция крупнейших музеев Берлина после объединения двух Германий. Музейный остров вырисовывался практически национальной идеей и символом возрождения и немецкого государства и даже лучиком надежды во всей Европе.
Не суть важно. В такое утреннее утро мне интереснее всего было добраться до центра документального кино, чтобы услышать дискуссию. Фильм достаточно средний. Т.е. он красивый и качественный: по монтажу, сценарию и прочим объективным параметрам, но даже для документального фильма в нем было мало интриги - на мой очень субъективный взгляд, который конечно же ни на что не претендует. Любопытно было, о чем же будут говорить.
Сейчас в России культурный бум. В смысле новое поле для бюджетных и человеческих махинаций - это культура. В музеях сменяются директора на молодежь, якобы не по годам прогрессивную и одаренную. Непонятно уже как мы раньше ухитрялись выживать в парках без wi-fi, а уж про эпоху без велосипедных дорожек я вообще молчу - смутные были года. 2014 год на радостях объявили годом культуры. Анекдот, честное слово. В стране есть особенный год - год культуры. А остальные?
Министерство культуры возглавляет создатель одного из первых коммуникационных агентств в России - это бы внушало оптимизм, если бы не частица «бы».
О чем же говорят культурные люди?
Тут слово взяла моя соседушка. Представилась. Видный чиновник из министерства той самой культуры. И сказала громко вслух, что министру что либо показывать бессмысленно ибо не поймет и не поспособствует улучшению отечественных процессов реконструкции-модернизации музеев. Но уважаемая женщина добродушно улыбалась и посмеивалась. Вообщем-то поулыбаться и посмеяться у нас можно много над чем. И это такая совершенно естественная реакция человека, который понимает, что далек от любой власти. По какой-то теории смех - защитная реакция. Но когда сам носитель частички этой власти, которая что-то там якобы может поменять в унисон посмеивается как-то минимум странно смотрится.
Но я хочу поделиться не этой ругательно-пренебрежительной мыслью.
До меня наконец дошло, насколько реалистичный роман про атланта, который расправил плечи. Ведь это и правда один из немногих выходов. Система крутится-вертится пока добропорядочные люди вопреки всему умудряются сотворить что-то полезное.
Я себе заметку написала «Надо придумать что-то такое, от чего всем станет стыдно» (в культурно-гражданском смысле конечно). После этого стала размышлять, что же это может быть? И Пришла к выводу, что стыдно может стать если только выполнять неукоснительно все, что от тебя хотят. Тогда, при неверных решениях, ситуация зайдет в тупик.
Или не зайдет - если решения вопреки всеобщему мнению окажутся вполне себе эффективно-рациональными.
Почему я уделила этой теме внимание? Потому что уже больше месяца одно большое учреждение всяческими проволочками вставляет палки в колеса готового проекта, полезность которого признана уже международными экспертами и всеми его будущими пользователями. Я было сначала заподозрила учреждение в злом умысле, но со временем пришло понимание - что вся проблема в отсутствии какого бы то ни было умысла.
И пока в общей апатии кто-то будет что-то делать - система будет демонстрировать аже то что сделано ей вопреки - как свои достижения.
Я не к тому что ничего не надо делать. Я сама так не думаю и если слышу такое поблизости - всячески разубеждаю и вдохновляю произнесшего сию ересь.
Это мысли вслух.
графомания