Оригинал взят у
evge_chesnokov в
Фотопроект «Город на память». 156. Цветной бульвар от цирка до СамотёкиЧем ближе к Садовому кольцу - тем причудливее становятся замыслы градостроителей. Порой они напоминают потуги ребёнка, бездумно складывающего нечто из детских кубиков.
Но сначала заглянем в цирк, который был открыт 20 октября 1880 года потомственным цирковым артистом Альбертом Саламонским. Первое здание построено конторой купца Данилова (архитектор Август Вебер). В то время в зале было пять рядов кресел, ложи, бельэтаж, вторые места с деревянными ненумерованными лавками и стоячая галерея. Основными посетителями цирка стали представители купечества, но и простолюдинам вход был не заказан - администрация продавала на галёрку дешёвые билеты. В программах участвовали гимнасты, наездники, клоуны. Саламонский первым стал ориентироваться на детскую аудиторию, ставя спектакли для юных зрителей.
Цирк. 1901-1903 гг.:
https://pastvu.com/p/22998 В 1919 году цирк был национализирован и стал первым государственным советским цирком. Здесь работали знаменитые клоуны Дмитрий Альперов, Карандаш, Борис Вяткин, Леонид Куксо, Олег Попов, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Леонид Енгибаров, Анатолий Евгеньевич Латышев (Антон и Антошка).
Цветной бульвар. 1986 год:
https://pastvu.com/p/56693 Последнее представление на старом манеже прошло 13 августа 1985 года, вскоре цирк закрылся на капитальную реконструкцию и предстал в обновлённом виде в 1989 году. Строительство нового здания проходило при личном участии Юрия Никулина, который с 1982 по 1997 год работал на должности директора цирка. Цирк на Цветном был его родным домом на протяжении полувека, с тех пор как будущий великий артист окончил студию клоунады и стал выступать сначала с Карандашом, а затем с Михаилом Шуйдиным. По легенде, директор был против полного сноса старого здания, которое всё-таки сломали, когда Никулин отсутствовал на стройплощадке, лежал в больнице.
Зрительный зал постарались воспроизвести таким, каким он был в старом цирке до реконструкции. Сейчас цирк называется «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». Официальный сайт:
http://www.circusnikulin.ru/
Максим Никулин
Памятник Юрию Никулину работы скульптора Александра Рукавишникова был открыт 3 сентября 2000 года, он установлен на тротуаре прямо перед входом в цирк. Предлагались разные композиционные решения памятника, например, с цирковыми трапециями или с грустным Никулиным и опускающимся занавесом. В итоге объединились две ипостаси творчества великого артиста - цирк и кино - Юрий Никулин одет в свой клоунский пиджачок с галстуком и шляпу-канотье, но выходит из кинематографического кабриолета, запомнившегося зрителям "Кавказской пленницы". Бронзовый Никулин был изготовлен в Италии, о чём напоминает клеймо на пиджаке, а кабриолет (несколько уменьшенный по сравнению с настоящим авто) - отлит в Минске. Вначале памятник хотели установить прямо на проезжей части, где паркуются автомобили, но эту идею не поддержала госавтоинспекция.
Центральный рынок. 1932-1937 гг.:
https://pastvu.com/p/88470 Трудно сказать, когда был основан рынок на Цветном бульваре, с середины XIX века в этих местах располагался цветочный рынок, где торговали саженцами, домашними животными и птицами. Уже в 1931 году торговые ряды украшала вывеска "Центральный рынок". Тогда это были деревянные корпуса и обширная уличная торговля с лотков. К 1960-1961 годам на его месте вырос капитальный кирпичный корпус, объединивший Центральный рынок с универсальным магазином. И снова цитата из Владимира Высоцкого: "Наш родной Центральный рынок стал похож на грязный склад..." Впрочем, песня эта шуточная, про шпиона, пытавшегося очернить замечательную советскую действительность.
Центральный рынок. 1962 год:
https://pastvu.com/p/24517
Центральный рынок. 1961 год:
https://pastvu.com/p/10092
Овощной павильон. 1983 год:
https://pastvu.com/p/13945
К середине 1990-х годов универмаг закрыли, появились планы его реконструкции. Как водится, всё разрушили до основанья, а затем выстроили торговый центр "Цветной". Как сообщает сайт
http://www.tsvetnoy.com/, "проект здания, которое уже несколько лет украшает Цветной бульвар, был составлен заслуженным архитектором Юрием Григоряном из студии Project Meganom."
1985-1986 гг:
https://pastvu.com/p/97636 Дом № 19 - в этом доме в XIX веке жил купец Фёдор Малюшин, владелец чайной торговли и меблированных комнат. Окрестные места в его честь прозвали Малюшенкой. Владимир Высоцкий, чья юность прошла по соседству, на Большом Каретном, написал строчки: "С Малюшенки богатые, там шпанцири подснятые, там и червонцы мятые, там Клещ меня пырнул..." Гиляровский описывал Цветной бульвар как обитель всяческой уголовной шушеры, даже в середине ХХ века (когда здесь жил Высоцкий) нередки были жестокие драки стенка на стенку между представителями разных улиц. Собственно, к купцу Малюшину эти истории никакого отношения не имеют, а его особняк снесли в конце 1980-х годов при строительстве станции метро "Цветной бульвар" и здания Московского метростроя.
Станция метро открылась 31 декабря 1988 года (Архитекторы: В.З.Филиппов, Р.И.Погребной. Архитекторы вестибюля: Ю.Н.Шевердяев, М.Л.Фельдман. Инженер-конструктор: С.Н.Туренский). Пилоны станции облицованы белым мрамором, путевые стены - мрамором желто-коричневых тонов. Фризы украшены медальонами с витражными вставками (автор В.Д.Каленский). Пол выложен темным гранитом и мрамором. Торец лестничной площадки украшает витраж на тему «Цирк» (автор В.Д.Каленский).
Дом № 21. 1986 год:
https://pastvu.com/p/97667
Дом № 25
Дом № 27. 1985 год:
https://pastvu.com/p/85919 Прежде на втором этаже находился небольшой кинотеатр "Экспресс".
Тридцать лет спустя. Найдите десять отличий.
По чётной стороне несколько особняков XIX века. Дом № 18 - городская купеческая усадьба, к которой в 2005 году справа приставили офисное здание банка.
Дом № 22. Литератор В.Я.Брюсов с семьей жил в этом особняке в 1878-1910 годах. В доме начинался московский русский символизм, написаны первые стихотворные сборники: «Русские символисты», «Шедевры» и позже зрелые: Urbi et orbi, Tertia vigilia и другие.
Дом № 24 - жилой дом (1857; перестроен в начале XX века)
Дом № 26. Усадьба титулярного советника Мазаракия. 1987 год:
https://pastvu.com/p/100344
2014 год. К зданию что-то приросло, а что-то исчезло.
Дом № 28 - Доходный дом (1874, архитектор П.С.Кампиони)
Дом № 30 - Типография «Литературной газеты» (1931, архитекторы М.А.Модоров, Н.В.Лукин)
"Литературная газета" впервые вышла 22 апреля 1929 года по инициативе Максима Горького и при активном участии Ивана Катаева как орган Федерации объединений советских писателей. С 1947 года преобразована в литературную и общественно-политическую газету: газета стала охватывать широкий диапазон тем - литература, искусство, политика, общество, мораль и право, наука, быт, другие интересные для публицистики темы. На её страницах публиковались все самые крупные писатели РСФСР и других союзных республик, многие выдающиеся зарубежные писатели. В её статьях на общественно-политическую тематику допускался более высокий уровень свободы мнений и либерализма, чем в большинстве советских газет того времени.
Особую популярность приобрёл отдел юмора «Клуб 12 стульев», занимавший всю последнюю, 16-ю полосу газеты. «Клубом» руководили Виктор Веселовский и Илья Суслов. Среди публиковавшихся на полосе юмористов многие завоевали в дальнейшем значительную известность, в том числе Аркадий Арканов, Григорий Горин, Зиновий Паперный, Михаил Жванецкий, Эдуард Успенский, Михаил Задорнов, Игорь Иртеньев, Виктор Шендерович, Виктор Коклюшкин, Лион Измайлов, поэт-пародист Александр Иванов. В разгар перестройки тираж газеты превышал 6 500 000 экземпляров.
Современная "Литературка" - издание несколько иного плана. В 2001 году её главным редактором назначен писатель Юрий Поляков, ранее неоднократно публиковавший в газете статьи социологической и политической тематики. Под руководством Полякова "Литературная газета" получила консервативно-патриотическую направленность. Тираж - 148 000 экземпляров.
Помимо "Литературки" в этом здании находилась Экспериментальная типография ВНИИКПП (ВНИИ Комплексных проблем полиграфии) и несколько мелких полиграфических предприятий. Экспериментальная типография была основана в 1930-е годы и являлась испытательным полигоном новых технологий. В печатном и переплётном цехах монтировалось новое отечественное и импортное оборудование, закупавшееся на международных выставках, а заказчиками её продукции были крупные издательства. Типография стала жертвой рейдерского захвата в 2004 году. Здание в стиле конструктивизма сносить не стали, а просто перепрофилировали помещения под непроизводственные нужды, например, там находится бард-клуб "Гнездо глухаря".
А здесь размещалась типография "Вымпел"
Дом № 32 строение 2 - дом дворян Пановых.
Дом № 32 (снесен). 1987 год:
https://pastvu.com/p/100352
На его месте офисное здание
Дом № 34 - дом купцов Тороповых. 1987 год:
https://pastvu.com/p/100353
Ещё 155 городских фотоисторий:
http://www.yamoskva.com/node/13886