Алтарь "Поклонение Агнцу" был создан в начале 15 века братьями Губертом и Яном Ван Эйк и позже не один раз переезжал, в частности в 16 веке, как подарок английской королеве, в 18 веке центральные полотна были перевезены в Париж, но во время Первой мировой войны вывезены немцами, которые вернули в 1920 году назад и уже во время Второй мировой войны снова были похищены и возвращены после окончания войны в Гент. Всего в алтаре 24 картины, на которых изображены 260 персонажей.
На внешней стороне алтаря, когда он закрыт, вверху в люнетах изображены пророки и сивиллы, предсказавшие рождение Христа. Во втором ярусе-сцена Благовещения, занимающая все четыре створки. Архангел Гавриил в образе прекрасного юноши сообщает
Марии благую весть о рождении Христа. Событие совершается в комнате бюргерского дома, но благодаря открытым стенам и окнам как бы распространяет свое излучение широко вовне. Мир становится сопричастным происходящему. И мир этот достаточно конкретен - за окном видны дома типичного северного городка, возможно
Гента или
Брюгге. Детали интерьера своей двузначностью то возвышенно изолируют сцену, то вносят нотки бытовой камерности. Так, уютом и покоем веет от
предметов для умывания, расположенных в нише, но одновременно они несут символическую нагрузку; так, белое, не тронутое еще рукой полотенце призвано обозначать девственную чистоту Марии.В нижнем ярусе по краям даны портреты заказчиков алтаря
Иодокуса Вейдта и
Елизаветы Борлют, Однако в эти суровые и недоверчивые души гентских богачей брошена частица иной жизни, они соприкоснулись с идеальным, духовным миром и тем самым возвысились. Их фигуры, застывшие в торжественной молитве, кажутся монументальными в тяжелых суконных одеждах, ложащихся крупными складками. Оба Иоанна воспринимаются как более одухотворенные, несущие волнение чувств и мысли по контрасту с жесткой определенностью и бюргерской узостью мышления супружеской четы. В середине живопись имитирует каменные статуи
Иоанна Крестителя и
Иоанна Богослова.
В раскрытом виде он имеет также двенадцать створок. Нижние пять посвящены центральной теме всего алтаря - прославлению искупительной жертвы Христа, символом которой является белый агнец. В верхнем ряду, в середине, восседает на троне бог Саваоф, по сторонам которого расположены Мария и Иоанн Креститель, поющие и музицирующие ангелы, Адам и Ева. Алтарь прославляет христианское вероучение, и это прославление представлено как путь чистой радости, а не преодоленного страдания. Таким образом, в алтаре господствуют духовная радость и праздничное просветление как основные элементы его общего содержания.
В центре верхнего ряда возвышается на троне огромная фигура творца-вседержателя бога
Саваофа. Застывший величавый жест его утверждает все земное. Он облачен в мантию пламенеющего красного цвета, украшенную по краям сверкающими драгоценными камнями. В левой руке он придерживает
хрустальный жезл. Голова увенчана трехъярусной папской тиарой, а у ног стоит
золотая корона тончайшего рисунка, усыпанная жемчугом. Ничто в его образе не устрашает, несмотря на атрибуты власти.
Возвышенно прекрасен идеальный образ
Марии, сидящей по правую руку Саваофа, в короне, украшенной розами и лилиями. Женственность и скромная величавость отличают ее. Мария держит в руках Священное писание. Она читает.
Иоанн Креститель по левую руку бога завершает композицию центральной группы, которая иконографически восходит к типу деисуса с той разницей, что образ Христа заменен здесь образом Саваофа. Держа на коленях открытую книгу, босоногий Иоанн проповедует, подняв руку
в благословляющем жесте.
Справа -
группа ангелов, играющих на музыкальных инструментах, одетых в роскошные парчовые одеяния.
Их задумчивые лица отражают проникновенное постижение мира звуков. Особенно прекрасен
ангел, играющий на органе, он покоряет своей полной слитностью с музыкой. Слева, за деревянной резной кафедрой с изображением св. Георгия, убивающего дракона, -
группа поющих ангелов. У них нежные, женственные
лица с мягким округлым овалом и легкие вьющиеся шелковистые волосы.
Верхний ряд изображений заканчивают стоящие по обеим сторонам фигуры прародителей человечества Адама и Евы. Некоторая неловкость и пластическая скованность как бы призваны выразить их более скромное место в иерархии ценностей, если можно так сказать - их вторичность, в то время как при той же монументальности и статичности решения фигуры бога, Иоанна, ангелов обладают несомненно большей пластической свободой. Не случайно
Адам оказался у ван Эйка в одном ряду с творцом мироздания. Будучи отдаленным подобием своего создателя, он получил от него искру духовного огня. Если светлая мудрость и всеобщее беспредельное знание сущего - достояние верховного божества, то постоянная ненасытная жажда истины, беспокойный, пытливый поиск стали уделом человека. Вот почему мы испытываем неожиданно странное чувство временной близости этого образа. Его духовные черты в чем-то главном живут по сей день в нас самих.
Нижний ряд створок открытого алтаря посвящен теме поклонения символическому изображению Христа в виде белого агнца с кровоточащей раной, стоящего на алтаре. Маленькие фигурки ангелов с разноцветными крыльями окружают алтарь. Он располагается на одной вертикальной оси с фигурой Саваофа, над ним парит белый голубь, видимый образ бога духа святого, и все вместе - Саваоф, голубь, агнец - входят в христианский догмат о триедином божестве - троице. На этой же оси находится фонтан - символ источника вечной жизни христианского вероучения.
Все пять створок заняты изображением единого действия, но растянутого в пространстве и тем самым во времени. Мы видим не только поклоняющихся алтарю, но также идущих и едущих поклониться. Многолюдные процессии, конные и пешие, собираются к месту совершающегося. Среди них присутствуют люди разных времен и разных стран:
святые жены,
папы,
епископы,
отшельники и
пилигримы,
праведные судьи и
святые воины, апостолы,
дохристианские праведники, евангелисты. В большинстве своем это мудрые,
сильные волей и духом люди, многие из них отмечены печатью высокого интеллекта. Земной мир ван Эйка сияет радостной красотой природы, чистой голубизной неба с легкими белоснежными облачками. Художник обладал поистине энциклопедической образованностью, серьезнейшим знанием форм и структур самых разнообразнейших объектов - от готического собора до маленького цветка, затерянного в море растений.