Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Всякому праведнику необходимо пройти путем скорби. Христос сказал, что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель... тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7, 15, 14). Если же войти в жизнь можно только таким образом, а иначе невозможно, то следует, что тесным путем шли все те, которые вошли в жизнь. Господь, кого любит, говорит апостол, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал отец? (Евр. 12, 6-7). Если Бог наказывает вас, то для исправления, а не для истязания, не для мучения, не для страданий. Претерпевая такие бедствия, вы уже думаете, что Бог оставил и ненавидит вас? Нет, если бы вы не страдали, тогда следовало бы опасаться этого; ибо, если Он бьет всякого сына, которого принимает, то не биемый, может быть, уже не сын Его. Но как, скажешь, разве злые люди не страдают? Конечно, страдают - и могут ли они не страдать? - но он не сказал: всякий биемый есть сын, а: всяк сын бывает бием. Посему ты не можешь говорить: есть много и злых людей, которых бьют, например человекоубийцы, разбойники, чародеи, гробокопатели. Они бывают наказываемы за собственные злодеяния; они бывают не биемы, как сыны, но наказываемы, как злодеи; а вы - как сыны. Если же, говорит, остаетесь без наказания... то вы незаконные дети, а не сыны (ст. 8). Видишь ли, что, как я выше сказал, сыну невозможно оставаться ненаказанным? Как в семействах отцы не заботятся о детях незаконнорожденных, хотя бы они никогда не сделались известными, о законных же сыновьях заботятся, чтобы они не были беспечными, так и в настоящем случае. Посему, если не быть наказанным свойственно детям незаконнорожденным, то нужно радоваться наказанию как знаку истинного родства. По этому самому апостол и говорит: Бог поступает с вами, как с сынами.
Следовательно, наказание полезно; следовательно, наказание доставляет святость. И конечно, так. Ибо, если оно истребляет леность, порочные пожелания, привязанность к предметам житейским, если оно сосредоточивает душу, если располагает ее презирать все здешнее - а отсюда и происходит скорбь,- то не свято ли оно, не привлекает ли оно благодати Духа? Будем же постоянно представлять себе праведников и помнить, почему все они прославились, и во-первых, Авель и Ной,- не посредством ли скорбей? Невозможно, чтобы один праведник не скорбел среди какого множества нечестивых: один Ной, говорит Писание, был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом (Быт. 6, 9). Представь: если теперь, имея такое множество мужей, и отцов, и учителей, добродетелям которых можем подражать, мы, однако, испытываем столько скорбей, то как должен был страдать он, будучи один среди столь многих? Но говорить ли мне о том, что было во время чудного и необыкновенного потопа? Говорить ли об Аврааме, о том, что ему случалось терпеть, как то: о непрестанных его странствованиях, лишении жены, опасностях, сражениях? Говорить ли об Иакове, сколько бедствий он перенес, будучи отовсюду изгоняем, трудясь напрасно и изнуряя себя для других? Нет нужды перечислять все его искушения, довольно будет привести свидетельство, которое он сам высказал в беседе с фараоном: малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих (Быт. 47, 9). Говорить ли об Иосифе, Моисее, Иисусе Навине, Давиде, Самуиле, Илие, Данииле и всех пророках? Известно, что все они прославились посредством скорбей. А ты, скажи мне, хочешь прославиться посредством удовольствий и роскоши? Но это невозможно. Говорить ли об апостолах? И они превзошли всех скорбями. Но что я говорю? Сам Христос сказал: в мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33); еще: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется (Ин. 16, 20); и еще: узкий путь, ведущий в жизнь (Мф. 7, 14). Господь этого пути сказал, что он узок и тесен, а ты ищешь широкого? Не безрассудно ли это? Потому ты и не достигнешь жизни, что идешь другим путем, а достигнешь погибели, потому что избрал путь, ведущий туда.
Хочешь ли, я представлю тебе и опишу людей, преданных роскоши? От позднейших обратимся к древнейшим. Богач, горящий в огне, иудеи, преданные чреву, для которых чрево было богом, которые в пустыне постоянно искали наслаждений, почему погибли? Подобно как и современники Ноя, также и содомляне погибли за чревоугодие: вот в чем было беззаконие, говорит пророк, в гордости, пресыщении и праздности (Иез. 16, 49). Так сказано о содомлянах. Если же пресыщение хлебом произвело столько зла, то что сказать о других наслаждениях? Не был ли невоздержан Исав? Не таковы ли были те из сынов Божиих, которые прельстились женами и увлеклись в пропасть? И все цари языческие, вавилонские, египетские, не бедственно ли окончили жизнь свою? Не преданы ли они мучению? Но не то же ли, скажи мне, бывает и теперь? Послушай, что говорит Христос: носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских (Мф. 11, 8); а те, которые не носят таких одежд, суть на небесах. Будем же избирать тесный путь, дабы нам получить обетованные блага.
Св. Иоанн Златоуст. Из 29-я беседы на Послание к Евреям