...Художник его дарования мог стать вровень с величайшими корифеями русской литературы; писатель его убеждений, его общественно-политического кругозора неминуемо должен был бы оказаться очень скоро и прочно забытым. И это не парадокс. Выдающийся художник-реалист, всю свою жизнь стремившийся следовать лучшим традициям русской классической литературы и немало преуспевший в их дальнейшем творческом развитии,
Бунин в то же время всегда оставался чуждым самой главной из них - высокой гражданственности творчества; глубокий знаток поэзии, чуткий ценитель всего нового и подлинно талантливого в ней, он не оценил, однако, по достоинству ни Блока, ни Маяковского, ни Есенина; писатель, горячо любивший Россию, посвятивший ей немало проникновеннейших строк, он по своей воле и по своей вине оказался в стане ее врагов и обрек себя на гражданскую гибель.
Таков был Бунин, таковы были контрасты его писательской судьбы. Чем же их можно объяснить?
Когда мы говорим о творческой индивидуальности писателя, об особенностях отражения в его произведениях реальной действительности, мы исходим обычно прежде всего из исторических условий, в которых развивалось его творчество и сам он как творческая личность. Что мы понимаем под историческими условиями? Время. Общественно-политическую обстановку эпохи, характер литературной борьбы. И, конечно же, многообразнейшие обстоятельства личной биографии писателя. Само собой разумеется при этом., что комплекс условий, в связь с которыми следует поставить творчество данного писателя, для разных писателей будет отнюдь не одинаков. Есть писатели, чье творчество органически связано с важнейшими социально-историческими процессами и уже по одному этому не может быть объяснено вне их.
...
Бунин всю жизнь был во власти этой иллюзии, постоянно и с какою-то ревниво-самолюбивой настойчивостью подчеркивая свою общественно-политическую индифферентность, свою активную независимость от каких бы то ни было общественных и литературных группировок. «Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности; я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом; а меж тем судьба русского писателя за последние десятилетия часто зависела от того, находится ли он в борьбе с существующим государственным строем, вышел ли он из «народа», был ли он в тюрьме, в ссылке, или же от его участия в той «литературной революции», которая... столь шумно проделывалась в эти годы среди быстро развивавшейся в России городской жизни, ее новых критиков и новых читателей из молодой буржуазии и молодого пролетариата... Я, как сказал Саади, «старался обозреть лицо мира и оставить в нем чекан души своей», меня занимала вопросы психологические, религиозные, исторические"...
Из статьи Л. Емельянова "И. А. БУНИН (1870-1953)"