Митрополит Антоний - прототип Алёши Карамазова?

Feb 05, 2022 19:29

Будущий митрополит Антоний (в миру - Алексей Павлович Храповицкий) родился 17 марта 1863 г., в день преподобного Алексия, человека Божия (в честь которого и был назван), в селе Ватагино Крестецкого уезда Новгородской губернии.

В девять лет он поступил в одну из самых строгих петербургских классических гимназий, которую закончил с золотой медалью. Во все гимназические годы Алексей много читал духовной литературы, творений отцов Церкви, жития святых. С 14 лет он был чтецом на клиросе в Исаакиевском соборе, а в последних классах гимназии самостоятельно написал на церковнославянском языке службу святым славянским просветителям Мефодию и Кириллу (которая в 1887 г. была одобрена Св. Синодом для богослужебного пользования). Важным событием в жизни юноши стало его знакомство и беседы с просветителем Японии, начальником Японской православной миссии архимандритом Николаем (Касаткиным) и его сотрудниками, которые бывали в их доме.
Кроме этого, Алексей много читал и классической литературы (особенно ценил славянофилов, а среди них - А.С. Хомякова), посещал литературные вечера, слушал лекции Вл. С. Соловьева. Но самое сильное впечатление на него производил Ф.М. Достоевский, благоволение к творчеству которого владыка сохранил на всю жизнь.

Мнение о том, что Алексей Храповицкий является прототипом Алеши Карамазова, не соответствует действительности, так как во время написания романа «Братья Карамазовы» ему было около 17 лет, да к тому же он не был лично знаком с Достоевским. О том, что сам митрополит Антоний отрицал свое знакомство с Достоевским, писал М.Э. Поснов в книге, вышедшей в 1929 г. и позднее перепечатанной в официальном органе Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (см.: Поснов М.Э. Митрополит Антоний как православный богослов-догматист // Церковные ведомости. - 1930. 1 (14) - 15 (28) июня. № 11 и 12 (198-199). - С. 7).

Митрополиту Антонию (Храповицкому) принадлежит огромное наследие богословских, церковно-исторических сочинений, проповедей, слов, речей, посланий, воззваний и т. д. В статье "О желательной деятельности монастырей" он писал:
Посмотрим, каковы же просветительные функции этих знаменитых монастырей, обобщаемые под одним названием «благолепного чина», который вовсе не заключается только в благоговейном совершении священнослужения. Этих функций так много, что мы затрудняемся их перечислить сполна; укажем сперва на те, которые возможно определить нашим интеллигентным языком: благоговейная служба, проповедь (отеческая) в церкви и Четьи-Минеи в трапезе, продажа образов, литографий и книжек, исповедь опытными духовниками, старцы (кто не читал «Братьев Карамазовых» Достоевского?), подчинение богомольца облагораживающей монастырской дисциплине, показание ему церквей и ризницы обители, соединенное всегда с целым рядом благочестивых легенд; наконец, принятие монастырями, особенно северными, работников «по обету» на один год, их ассимиляция и затем влияние на семейную среду. Говорить ли о тех функциях, которые недоступны нам, но народу? О том, что самый вид обители на краю света, на прекрасном морском ландшафте, для него - целая поэма?
Источник.
с 1918 г. Антоний Храповицкий избран митрополитом киевским и галицким, в 1919 г. эмигрировал в Сербию и возглавил Русскую православную церковь в эмиграции, умер в Белграде.

Антоний Храповицкий, Православие, Достоевский, Русская зарубежная церковь

Previous post Next post
Up