Краткое содержание прошлых лет (0-3) или Взросление как превращение целей в средства.

Jun 25, 2013 07:46

Мне очень нравится, как бережно т точно описываются процессы, происходящие с ребенком.
Мне очень нравится, как это умеет описывать lagushka
В духе Марии Д.

Оригинал взят у lagushka в Краткое содержание прошлых лет (0-3) или Взросление как превращение целей в средства.
Сначала ребенок не способен подчиняться правилам, потому что элементарно не контролирует свое тело. Руками и ногами он размахивает не потому что хочет ими махать, а просто потому, что они живут отдельно от него. Потом он потихоньку осваивает эти инструменты, наслаждаясь сначала ими как самоценными произведениями искусства: ими можно любоваться, их можно сосать, можно ощущать, что происходит, когда их касается что-то, ловить прикосновения, звуки, картинки. Потом руками и телом начинает пользоваться по назначению, и ногами тоже. Выясняет назначение своего тела, частей тела, органов чувств. И тут бесполезно объяснять, что погремушка нужна, чтобыею греметь, а не сосать, и уж тем более, объяснять, что маме больно.

Теперь тот же самый путь ждет предметы. Сначала просто ощущать их, смотреть на них, прикасаться, слушать звучание, пробовать на вкус и вес: совершенствовать свои знания о материалах и его свойствах. И тут тоже ни о каких правилах не может идти речи. Пока освоено правило только, что руками можно хватать, тащить в рот, кидать, стучать, тянуть, а ноги можно не только тянуть в рот, но и использовать для перемещения в пространстве. А глаза, чтобы видеть цвет и остальное, а нос, чтобы чувствовать запахи, а рот, чтобы щупать все языком и зубами и издавать смешные звуки и т.п. О том, как правильно пользоваться предметами говорить пока бессмысленнно, и бессмысленно огорчаться по поводу того, что ребенок ложкой не ест, а долбит по столу и тянет пустую в рот или швыряет и слушает, как она тренькает. Зато осмысленно называть те ощущения, которые испытывает ребенок: горячо, холодно, бах, яркий, мягкий, громко и т.п. Не знаю уж, повлияет ли это напрямую на развитие речи, но на понимание родителем ребенка - должно, а это потом поможет.

А потом новый этап. Предметы тоже становятся почти инструментами: расческой нужно водить по голове (пока не причесываться, нет, понятия цели действия еще нет), крышкой закрывать, в ведро бросать, кошку гладить и т.п. Причем все эти действия осваиваются вне контекста: не важно, что голова лысая, все равно расческой водить. Т.е. предметы то осваиваются, а вот действия с помощью этих предметов напоминают пока случайные попадания руками по погремушке: вроде и я, но пока не понял, какая связь между маханием и громыханием. И тут бесполезно махающему тряпкой ребенку казывать на пыль, которую он не стер. Он не видит пока связи между маханием тряпки и исчезновением пыли. Не видит связи между глажением кошки и ее удовольствием, не видит связи между процессом вождения расчески по волосам и прической, и ему не важно, зачем он это делает и с какой целью, а важно само действие. Действие с предметом как произведение искусства, хотя предмет - уже инструмент, он уже подчинен этому действию. Тут хорошо бы говорить причесываешь расческой, закрываешь крышкой, гладишь рукой, стучишь молотком, хлопаешь в ладоши и т.п. Ребенок просто повторяет действия.

А потом он понимает, что действия - это тоже не самоцель, это тоже инструмент для достижения какой-то цели. Тру тряпкой, чтобы убрать грязь, складываю игрушки, чтобы было чисто, насыпаю песок в формочки, чтобы сделать куличики, беру ложку, чтобы ей есть, бью молотком, чтобы забить гвозди и т.п. И тут уже цели становятся искусством. Своих целей у него пока нет. Он подражает целям взрослых. Ребенок выглядит послушным. Но тут подражание, а не послушание. Он не умеет еще ставить перед собой свои цели, и бесполезно говорить убери игрушки и мы тогда пойдем гулять, потому что он еще не научился ствить перед собой и добиваться своих целей. Игрушки он будет убирать, только если ему захочется поиграть в убирание игрушек, поподражать взрослому, но вовсе не потому, что он хочет на улицу. Связи он не увидит. Да и на улицу он хочет только потому, что вспомнил, что если потянуть за ручку, дверь откроется.И хочет поиграть в это.

А потом у него появляются свои цели. И убранные игрушки уже могут быть способом достижения своих, личных интересов. Появляется возможность договориться и попросить подождать. И вот тут, где-то тут, для него становится произведением искусства его влияние на других людей. Неважно какое. Он словно опять просто тянет в рот пальцы или стучит игрушкой по столу - он просто обнаруживает, что совершая какие-то поступки, он каким-то образом может действовать на окружающих людей. И он начинает бить, толкать, обнимать и валить совершенно беззлобно и радостно. Стискивать в объятьях и душить. И смеяться в ответ на слезы и бросаться с новыми силами, и плакать, когда не пускают толкать и бить. А он не садист, он еще не решает, чего он хочет сделать людям, он просто обнаруживает, что он на них влияет. И тут бесполезно говорить, что обижать плохо. Он еще не умеет ставить цели - обидеть или порадовать, он просто осваивает материал. И он просто хочет добиваться своих целей сам и сам их перед собой ставить, не оценивая, хороши они или плохи. И родителям приходится туго. Потому что он обнаружил, что и на них он может влиять и поступать по-своему. И ему цельгораздо важнее отношения к нему родителя в этот период. Ужасно сложный, когда не понимаешь, что же это на самом деле происходит.

А потом он понимает, что разными поступками он вызывает к себе разное отношение(это года в три). До этого не понимал! И поэтому до этого бесполезно было читать ему морали и говорить, как он плохо поступает. Хорошо и плохо было не про него. Он просто поступал, учился поступать. И его поступки не были ни хорошими, ни плохими. А вот теперь он старается быть правильным, понимает, что поступки - это не самоцель, а способ оказаться правильным. И теперь его цели, которые он ставил себе раньше и которые раньше были самцеными, теперь идут на службу желанию выглядеть хорошим. Другие люди начинают вызывать новые эмоции, которых не было прежде. Так вот, теперь произведение искусства, непостижимое и желанное, то, чему подражаешь, не понимая,- это важность быть правильным и одобряемым. И тут тоже новая уязвимость и новая открытость. И тут бесполезно у ребенка просить оценивать свои поступки самостоятельно и стыдить, как же он не понимает, что это плохо. Он не догадывается сам о плохо и хорошо. Он пока не знает их критериев. Это для него пока сакральные знания, доступные только взрослым, и он будет им подражать и делать хоршо только для них, а не для абстрактной идеи истины. Нет еще принципов добра, любви и справедливости, нет еще сострадания, но уже есть желание нравиться и быть принятым авторитетными другими и есть инструменты для этого - поступки. И есть желание подражать правильным и одобряемым поступкам.

Что там дальше будет, время покажет.

дети, перепост

Previous post Next post
Up