В
посте про генуэзскую крепость я рассказывала про мой горячо любимый Судак, что в Крыму. Почему же тогда генуэзская та крепость, а не византийская, венецианская, турецкая, может даже русская, а еще интереснее - памятник украинской культуры (сейчас на табличке так и написано lol)? Да потому что ушлые генуэзцы подписали буквально каждый забор, и тут уж не отвертишься и не замнешь дело.
Жизнь генуэзцев в колониях была четко регламентирована. Например, консул - административный и военных глава города, избиравшийся на 1 год - не имел права покидать город в ночное время, а так же за время своего правления обязан был построить башню или кусок стены, или отремонтировать оное. Об этом делалась соответствующая запись в духе времени на каменной плите, которую потом вмуровывали в стену.
На плите помимо надписи изображались так же три герба - герб Генуи, герб правившего дожа и герб самого консула. Что примечательно, на одной из последних плит вместо герба Генуи в центре было помещено изображение Богоматери. Это было сделано потому что к тому времени республика потеряла свою независимость и находилась в подчинении герцогов Сфорца. Так что не удивительно, что Милан мне кажется таким родным. Но об этом позже. А сейчас вернемся к крепости.
Вот собственно и она во всей нынешней красе.
Однако я ее в первый раз увидела совсем другой. Представьте себе палящее солнце, выжженную им почти до белизны колючую траву, отару овец на склоне горы и древние стены, под которыми сидят какие-от люди и сосредоточенно просеивают сухую землю. В 1983 году раскопки и реставрация еще шли полным ходом. Тогда я впервые увидела крепость и сразу же решила стать археологом))) Когда мы уезжали, мама выудила из моих вещей здоровую каменюку цвета ржаного хлеба. Это был камень из стены, утащенный мной для исследований. Меня сразу пристыдили, объяснили, что археологи не растаскивают по частям изучаемое, а наоборот - собирают в одно целое. Камень велели вернуть. С тех пор контрабандой из Крыма я притащила не один камень, археологом так и не стала, но старые стены все так же манят.
Самое мое любимое строение на территории крепости - это храм на консолях. По совместительству и самое старое из сохранившихся - византийская базилика XII в.
Свое название она получила из-за вот этих милых штучек - консолей, которые поддерживают одну из двух апсид базилики (алтарный выступ).
Мне очень нравится вот так сидеть на площадке у храма и любоваться видами Судакской далины.
От храма можно подняться на самую вершину крепостной горы, где стоят развалина Дозорной или Девичьей башни. Железка, обвязанная ленточками - это отметка самой высокой точки.
Сооружение овеяно многими легендами. Основная масса из них сводится к сюжету о девушке, бросившеся в море от несчастной любви. Хотя есть и вариант о том, что на одной из стен башни была фреска с изображением Девы Марии. Сейчас от башни, и тем более от фрески почти ничего не осталось.
Зато вид оттуда открывается необыкновенный!
Подъем на Девичью башню строго воспрещен. Мотивируют это не только сложностью подъема (никаких тропинок или лестниц туда не сохранилось, так что часть пути нужно карабкаться по почти отвесной скале), но и тем, что на вершине очень сильный ветер, и периодически некоторых зазевавшихся туристов сдувает в пропасть. Ветер там и правда очень сильный, но не всегда. Да и подъем - средней паршивости. А спуститься можно в крайнем случае на попе. Однако это не означает, что я приверженец нарушения правил. Первый раз я туда поднялась совершенно случайно. Честно-честно. Просто я шла за подругой и уговаривала ее туда не лезть) Так мы туда и забрались.
Раньше подняться на башню было проще. Полпути все же можно было пройти по удобным ступенькам. Но теперь, дабы народ не калечился, взбираясь в неположенную высь, проход перегородили псевдо-музеем орудий пыток. Так что народ взбирается еще более опасным путем по отвесной скале с другой стороны. (Приятно сознавать, что через ж... все делают не только в России). Если же "музей" сломать, можно от Девичьей башни напрямую спуститься к Консульскому замку. Жил там, соответственно, консул, а в случае совсем уж явной угрозы, он превращался в автономным уровень обороны.
Несмотря на то, что эта крепость - самая хорошо сохранившаяся генуэзская постройка в Крыму, выглядит она довольно голо. И лишилась она большей части своих строений. как ни странно, в мирное время и не так давно - во второй половине XIX в благодаря стараниям немецких колонистов из Баварии, облюбовавших земли у стен крепости. Они таскали камни с развали для строительства своих домов, а на территории крепости сажали виноград и пасли скот. Именно на территории немецкой слободы снимала жилье моя семья. В кирхе тогда размещался краеведческий музей.
Рядом с кирхой стоит армянская церковь 12 в. Рядом с ней есть маленькое немецкое кладбище, где я любила играть. Кто-то скажет, что я извращенка с детства, а я скажу, что меня с детства тянуло к памятникам... архитектуры ;)
Так же к крепости относится Портовая башня с церковью 12 апостолов, которые стоят отдельно. Но раньше к Портовой башне шло продолжение стены. И портовой она называлась, так как стояла, соответственно, в порту. Хотя сейчас от нее до моря метров 300.
От желающих приобщиться к истории Портовая башня отгорожена забором пансионата. Но для особо внимательных там есть маленькая, еле заметная калиточка. Так что можно можно прийти туда вечером, сесть у нагретой солнцем древней стены и смотреть как море меняет цвет на закате.
Может для кого-то Судак - это маленький курортный городишко, один из многих в Крыму. Для меня же это место, где я могу увидеть отважных рыцарей, скачущих в Кафу, услышать шелест волн, разбивающихся о борт купеческого корабля, пройти по тайным тропам и спрятаться в лесу, пережидая нападение разбойников. Здесь я могу вернуться в свое детство, и пусть ненадолго, но снова ощутить то сказочное время, что бывает лишь раз.