Восстановление прав в Японии или один день в японском ГИБДД

Aug 10, 2012 13:18



Вчера мы потратили весь день на поездку в префектуральный центр по сдаче на водительские права, чтобы поменять мои права, срок действия которых истек еще весной. На продление прав отводится два месяца. Чтобы было понятно конкретно на моем примере, мой день рождения 3 марта. Срок действия прав обычно устанавливают в месяц после дня рождения (то есть в моем случае до 3 апреля). А менять можно за два месяца до окончания срока действия (то есть с 3 февраля).

Первые права выдаются сроком на три года. Их продолжают продлять на эти же три года, если у водителя есть два и более легких нарушений или одно, но больше шести баллов. С одним легким нарушением нарушением можно получить права на пять лет. А за примерное поведение со временем дают вообще золотые. Но в народе шутят, что золотые получают только те, кто раз получил права, и они постоянно лежат у него на полке.

Не буду говорить, каким местом я думала, но в итоге мой беременный мозг напутал все даты, и я была уверена, что права мне можно продлять с 3 марта. Третье марта выпало на субботу. Соответственно первый рабочий день после этого - понедельник 5 марта. И я вот думала, что не родить бы до пятого, чтобы успеть получить новые права. И родила четвертого.

Потом, конечно, выяснилось, что я могла еще в фервале съездить со своим не требующим внимания животом и все спокойно сделать, и от этого было грустно и печально. Но уже ничего не поделаешь. Стала я разбираться, как восстанавливать права в нашем случае. Получалось так, что если восстанавливаешь права в первые шесть месяцев, то платишь просто штраф, в остальном процедура такая же, как и для всех остальных. Если пропустить и эти шесть месяцев без уважительной причины, то придется сдавать на права с нуля. И это так все муторно, что лучше до такого не доводить.

Раз нам дали срок в полгода, то я решила оставить это на попозже, когда Аня хоть немного подрастет, и можно будет взять ее с собой. Я заранее звонила и узнавала, сколько времени занимает вся процедура и предупредила, что мне придется приехать с грудным ребенком. Самым сложным выглядело присутствие на двухчасовой лекции. Я все никак не могла понять, получится ли там спокойно присутствовать с ребенком. Но когда мне по телефону сказали, что утром нужно приехать к 10, а права выдадут в этот день только вечером, стало очевидным, что без Леши я туда с ребенком точно не хочу ехать. Так у нас вчера и получилась семейная вылазка на целый день.

Префектуральный центр по сдаче на автомобильные права у нас находится в городе Акаси. Ехать туда немного далеко и неудобно. В 9:20 мы вышли из дома, доехали до Санномии и там пересели на скорый поезд до Акаси.



Жарким летним днем студенты предпочитают ездить на море. Мы как раз едем через ту часть города, где находится городской пляж.





Проезжаем наш не менее известный мост перед Акаси на остров Авадзи.



В Акаси нужно еще было ехать немного на автобусе. Автобусами мы здесь пользуемся очень редко. Не самый удобный вид транспорта в мегаполисе. Хотя Акаси это такой уже провинциально-деревенский городок, и там варианты удобного общественного транспорта резко сужаются. Еще немного глубже в провинциальную деревню, и без личного автотранспорта уже никак.



Японский провинциальный город хорошо себя выдает характерной для таких мест дорогой: одна полоса в каждую сторону и сплошная желтая, которую нельзя пересекать.



Здание префектурального центра по сдаче на права. Здесь же я получала свои права три года назад. Официально я училась экстерном, потому что автошкола, в которой я училась, не имела права принимать у меня экзамены. Поэтому все четыре экзамена, которые нужно сдать на получение прав, я сдавала здесь. Это гораздо сложнее, чем сдавать все в своей родной автошколе, которой ты заплатил деньги за обучение. Выпускники автошкол приезжают по моей памяти сдавать сюда только второй экзамен по теории.

Когда-то я писала пост о том, как получить японские права с нуля. И вообще по тегу  автомобильное есть мои заметки еще с периода обучения.

Продление прав обычно происходит в соседнем здании, но так как у меня права были с истекшим сроком, то часть процедур пришлось проходить здесь.



Когда мы вошли, на фронте парни разбирались с заполнением бумаг. Уже потом я пойму, что эти ребята тоже злостные вовремя-непродляльщики и мы будем гуськом ходить друг за другом весь день.



Приехали мы как раз вовремя. Получили пачку бумаг для заполнения.



Пачка достаточно стандартная, заполняется ровно за 5 минут. Стоит восстановление прав немного больше, чем обычное продление. За все пришлось заплатить около 60 долларов. Обычное продление стоит вдвое дешевле.

Мои первые права с зеленой полоской. Новичкам с зелеными правами положено еще первый год ездить с наклейкой на машине, чтобы все видели, что за рулем сидит малоопытный человек.



Есть стенды с примерами заполнения всех видов документов, но при выдаче стопки бумаг все подробно объяснили, куда что вписывать. Так что на бумаги даже не смотрим.



Люди сидят на улице в ожидании результатов. Когда мы приехали, людей было очень мало. Здесь очень удобно сделано - подача документов разных типов в разное время. Для вовремя-непродляльщиков выделено время с 11 до 11:30. Очередей ни в какие окошки нет, потому что перед этим топла сдающих теоретический экзамен все свои очереди уже отстояла и сидит в аудиториях в попытках сдать экзамен.





Пока я бегала между окошками, оплачивая штрафы и проверяя мое зрение, Леша с Аней знакомились с местом, отправляя в прямом эфире фото в Instagram.



Почувствовала себя снова студенткой и вспомнила, как тоже когда-то так сидела и готовилась к экзаменам. Теория сдается два раза: на временные права, которые разрешают тренировку с инструктором уже по городу, и на обычные права. Теорию на временные права я на удивление многих японцев сдала с первого раза, а вот на обычные - со второго или третьего, как часто и бывает у многих японцев.

И не сдают японцы с первого раза не потому, что тупые. Их экзамен по теории ощутимо сложнее нашего, поверьте. Я сдавала и то, и другое:)



В зале ожидания сидят те, у кого экзамен будет в обеденное время.



Мы подали все документы и пошли просто гулять по зданию. Я с ностальгией смотрела по сторонам и со знанием дела рассказывала Леше, что тут где и для чего оно все.

Люди собираются в большую аудиторию перед началом экзамена по теории.



В цокольном этаже в зале ожидания экзамена по автодрому показывают видео, которое объясняет все нюансы в этом экзамене.



Окошко, где можно купить концелярские товары для сдачи экзамена тем, кто забыл свой пенал дома.



Объявление гласит о том, что теперь вводятся новые знаки для пенсионеров - все водители старше 70 лет должны клеить на видное место на машине такую наклейку, предупреждая окружающих, что за рулем человек с уже несколько сниженной реакцией в виду преклонного возраста. Желто-оранжевая капелька - это старый вариант. Для новичков такая же, только зеленая.



К полудню проголодались и спустились в цокольный этаж перекусить что-нибудь в столовой. У меня осталось от нее впечатление в свое время, что там дешево, но не очень вкусно. Но выбор обычно небольшой: рядом общепитов нет, а проводить в этом районе приходится обычно полдня.



Внутри обычная столовая со столами в ряд.



Леша себе взял сэт с раменом и мини-карри. Ему даже за эти деньги в целом понравилось.



Я взяла обычный утренний сэт. С утра мне сложно есть что-то более тяжелое.



Люди перед экзаменом занимаются даже в столовой.



В 12:30 мы находим детскую комнату и укладываем Аню спать. В общественных местах она обычно не спит и отключается, когда уже совсем невмоготу.  Так что тут повезло, что была еще относительно тихая комнатка, где она смогла поспать 30 минут. Это был ее самый длинный сон до 11 вечера. Понятно было, что так оно и будет, и ребенка было жалко еще до того, как мы уехали утром из дома, но тут мало что можно было сделать.



На этом же этаже висят стенды со всевозможными маршрутами для здачи внутреннего экзамена для всех типов автотранспортных средств. Насколько я помню, в России сдается один теоретический экзамен и один по вождению по городу. В Японии сдаешь сначала вождение по автодрому и первую теорию (в которую входит вся основная база). Этим ты доказываешь, что тебя можно выпустить тренироваться на общественные дороги. И после этой тренировки сдаешь уже большой экзамен по теории и вождение по городу.



Иностранцы с правами пересдают по очень сильно укороченной схеме. По сути только вот такой автодром. Потому что маленький теоретический опросник с вопросами уровня "На какой цвет ехать: красный или зеленый" я в расчет не принимаю. Но в этом есть и свой минус: в японской системе правил есть свои неочевидные особенности. Если не позаниматься хоть немного с инструктором, то можно до бесконечности безуспешно сдать этот автодром: то голову не так повернул, то к краю дороги заранее не прижался перед поворотом. Многие иностранцы ходят на пересдачу по 5-6 раз, пока до них окончательно не доходит, что же от них хотят.



Вживую автодном выглядит так. В автошколах он примерно такой же облагороженный и моделирующий всевозможные варианты дорог, но меньше размером (на этом фото от силы 1/10 площади всего автоднома).

Когда отзанимаешься на таком до автоматизма, в город выезжать уже не страшно.



В то время, когда не проходит экзамен, пускают пройтись по автодному пешком, чтобы посмотреть весь маршрут. Везде стоят таблички с цифрами. Во время экзамена экзаменатор обычно говорит, что на цифре такой-то налево, а на такой-то - направо.

Вот это, кстати, то самое место, где я, кажется, завалила свой первый экзамен, не вписавшись в бордюр на упражнении под цифрой 5. В Японии столько узких дорог, в которые нужно вписываться, что ошибка в этом упражнении критична настолько, что дальше экзамен уже можно не сдавать. Потому что любая другая даже мелкая неточность забирает еще несколько баллов и все, приехали.



К 13:30 мы перешли в здание по продлению прав. По закону при продлении прав нужно прослушать лекцию. Самый длинный ее вариант - два часа. Под него подпадают новички с зелеными правами (как у меня) и те, у кого больше двух нарушений в правах или одно, но больше шести баллов. То есть можно сказать, что основная масса людей слушает именно двухчасовую лекцию. И да, злостные непродляльщики попадают в эту же категорию.

Нас посадили в большую аудиторию человек на сто. Изначально я себе все это не так представляла. Я как-то ездила в качестве переводчика в автошколу с человеком, которого на год лишили прав. И перед их возвращением нужно было тоже прослушать лекцию. И там все было неформально: несколько человек сидели в маленькой комнатке, смотрели видео и слушали комментарии преподавателя.

Я думала, что у меня будет что-то подобное и наивно полагала, что мы сможем сесть где-нибудь в конце комнаты с ребенком, чтобы никому не мешать. А тут выяснилось, что нас садят в большую аудиторию, где каждому присутствующему дают место по номеру. Нас на входе обрадовали, что мужа и ребенка сюда не положено и они могут ждать меня в комнате ожидания.

Я была морально не готова оставить где-то такого маленького ребенка на два часа. Хотелось ругаться и бить кого-нибудь больно веслом. Но правила есть правила. Леша пообещал, что они будут присылать мне подробные отчеты о своих преключениях и обязательно напишут, если очень нужна будет мама прям сейчас. Выходить ненадолго в принципе разрешали.

Сначала нам показали видео. Очень хорошо сделанный фильм, даже с субтитрами. Тот, который я смотрела в качестве переводчика, был старым и не таким качественным. Так что тут я была приятно идивлена.



Леша все время присылал мне фото и показывал, что Аня в целом жизнерадостно изучает окружающую действительность. Так.



Или вот так.



Через час у нас был перерыв, и я успела сбегать пообщаться с ребенком. Потом дальше рассказывали много всякой интересной статистики и об изменениях в законах, которые произошли в последнее время. Так было интересно узнать, что в прошлом году в нашей префектуре с населением 5,5 миллионов человек погибло в результате ДТП почти 200 человек, половина из которых были пенсионерами старше 65 лет.

Как обычно много говорили о вождении в нетрезвом состоянии. Штрафуют здесь и водителей, и тех, кто сидел с ним вместе в машине и не предотвратил нарушение закона, и тех, кто предлагал алкоголь человеку, зная, что он за рулем, и тех, кто дал свой автомобиль нетрезвому человеку. Штраф с каждого от 6000 до 12000 долларов. Ну или тюремное заключение от трех до пяти лет.

Показывали всякие краш-тесты и призывали всех пристегиваться. Звучали даже цифры, что из погибших в прошлом году в нашей префектуре 26 человек не были пристегнуты. Из них  18 остались бы живы, если бы все таки не поленились пристегнуться. Страшно, конечно, все то, что показывают. А показывают не только тесты, но и фото с реальных мест аварий.



Лектор оказался достаточно человечным и интересовался, как там мой ребенок. Видел, что я периодически отвлекаюсь на телефон. Мироздание мне напомнило, каким я была любителем учиться и сидеть на первой парте, и дало мне место на лекции в первом ряду. С него все хорошо видно и слышно. И удобно снимать:)

Мы вернулись в большое здание, чтобы сфотографироваться на новые права. Там стройными колоннами собирали всех тех, кто сегодня сдал последний экзамен и получит свои первые права на руки.



Всю нашу группу из вовремя непродливших (вчера нас было человек пятнадцать) быстро сфотографировали и через двадцать минут выдали на руки новые права. В моем случае уже с голубой полоской.

На сайте было написано, что рождение ребенка - это уважительная причина для непродления прав в срок. Но по факту мне ее не засчитали. В роддоме я лежала всего неделю. Работники сказали, что по-человечески понимают, что ребенка может быть действительно не с кем было оставить, но официально они примут лишь справку от врача, где написано, что мне долго-долго нельзя было вставать или что-нибудь такое. Неуважительная причина лишь обнуляет мой стаж вождения без нарушений, и мне не дадут права на пять лет. И золотых прав ждать опять дольше. Но мне все это и не нужно. Я могу менять права и раз в три года. Все равно машины у меня не было и пока я живу в мегаполисе, видимо, и не предвидится.

Как нам и обещали, все закончилось в 16:30.



"Сдал экзамен - сдай кровь!" Здесь постоянно стоят работники станции переливания крови, которая расположилась прямо через дорогу. Сейчас, в наши +35 в тени, активно напоминают, что доноров угощают мороженым и всякими напитками.



Прошлись сняли еще несколько фото автодрома. Когда сдаешь экзамен по городу, то сначала сдаешь именно город, и, если сдал, то потом еще есть упражнения по парковке на этом автодроме. Те, кто получают права на вождение автобуса или крупногабаритных автосредств, сначала сдают все упражнения здесь, а только потом едут в город. Видимо, многие отсеиваются именно на этом блоке.





Когда сдаешь экзамен, разрешают сесть на заднее сидение, когда сдает другой человек, чтобы видеть, как проходит экзамен. Потом на отправной точке садишься за руль, а к тебе подсаживают следующего сдающего. Помогает снять мандраж и настроиться на сдачу.









Вернулись на станцию и ждем наш поезд. С платформы открывается такой вид.







Получилось, что в центре сдачи мы были шесть часов, а вместе с дорогой туда-назад получилось все девять. В следующий раз менять права с февраля по апрель 2015 года. Хороший стимул не планировать больше роды на этот период:)

жизнь в Японии, прогулки, репортаж, автомобильное

Previous post Next post
Up