Позвонили с утра из банка по поводу того, что мне из-за границы пришел долларовый перевод. Они каждый раз в таких случаях звонят, чтобы уточнить, что это за "доход", а также объясняют, какая сумма остается после снятия комиссии. Комиссия обычно составляет 15 долларов. Не страшно. Самая душераздерающая фраза звучит в самом конце. "У нас сегодня кросс-курс такой-то, будете зачислять по нему деньги?"
Иногда есть соблазн сказать, что нет, оставьте повисеть до лучших времен. Если бы еще было хоть какое-то понимание того, когда эти лучшие времена наступят.
С одной стороны в повседневной жизни я не жалуюсь на то, что йена такая дорогая. Инфляции в стране практически нет, поэтому я 5 лет покупаю многие вещи и продукты плюс-минус по одной и той же цене. С другой стороны, шоппинг в Штатах сейчас стал особенно приятным. Можно заказывать оттуда одежду, книги, косметику и много еще чего полезного, и цены получаются ощутимо ниже японских, даже с учетом того, что ты еще оплачиваешь доставку.
И тут есть один парадокс. Расскажу о нем на примере импортной помады.
2006 год. 1 доллар стоит 117 йен. В универмаге помада Шанель стоила 4000 йен. В те времена 100 йен стоили 21,5 рублей. Итого можно было сказать, что помада Шанель стоит в Японии 850 рублей. Эта цена была ниже, чем цена в России на аналогичный товар (непонятной страны происхождения, с нарушенными условиями хранения и тд). Т.е. люкс в Японии было очень выгодно брать.
Цена в Японии на косметику в частности, а также на другие категории товаров, во всех универмагах одинакова. Ее устанавливает сам бренд. При одинаковых ценах универмаги могут привлекать интересной системой пойнтов, продажей брендов, которые не представлены у конкурентов, какими-нибудь отдельными акциями и т.д.
Т.е. приходишь купить помаду, и цена на нее везде одна и та же - она напечатана на упаковке. Дешевле будет где-нибудь в скидочном магазине или онлайн-магазине со скидками, но там нет тестеров или иногда продают товар без упаковок.
2011 год. 1 доллар стоит уже 77 йен. Т.е. за последние 5 лет йена выросла по отношению к доллару грубо говоря на треть. По простой логике может показаться, что и импортные товары должны подешеветь. Ну может не на треть, но стать все таки дешевле. Приходишь в универмаг за той же помадой Шанель, а она как стоила 4000 йен, так и стоит. Только по текущему курсу это уже 52 доллара. В Штатах официальная цена на эту помаду 32 доллара. Итого, если покупать ее из-за границы и найти еще место с небольшими скидками, то на 4000 йен можно купить на самом деле уже 2 помады Шанель. Динамики снижения цен на другие импортные брендовые товары (например одежду) в универмагах тоже нет.
Если вернуться к двум люксовым помадам за 4000 йен, то можно сказать, что 4000 йен - это стоимость 4-5 бизнес-ланчей. Итого можете посчитать, сколько вы тратите на обеды в хороших местах (не в столовых) за рабочую неделю и сказать, сможете ли вы на эти деньги в Лэтуале купить 2 помады уровня Диор-Шанель. Вряд ли. А из Штатов, расплачиваясь йенами теперь для нас стало можно.
Осваивать интернет-шоппинг стало очень интересно. Покупаешь в Штатах одежду от трусов до пальто, и цены получаются удивительно приятными.
Все прелести заканчиваются, когда ты идешь на работу, а работа связана с экспортной деятельностью. Тут приходится ломать голову, как продавать товар по таким ценам куда-либо. Но это уже другая история, к потреблению не имеющая отношения:)
UPD: В этом году я наконец хоть что-то купила из косметики в дьюти-фри. Раньше никогда не понимала истерик по поводу того, что люди прям месяцами планируют, что вот куда-то полетят и будут закупаться в аэропорту. В этот раз зашла, посмотрела на цены, которые мало того, что без налогов, так еще и с учетом разницы в курсах на 30-35% ниже тех, что в японских универмагах. Естественно с пустыми руками оттуда не вышла:)