May 11, 2012 17:10
Так бывает когда кофе крепкого перепьешь. Как в студенчестве - надо дописать курсовую, и на кофе тупо пишешь сутками. Вроде как гениальный текст получается. А перечитаешь на свежую голову - ой, мама-дорогая!
Так и тут. Я пытаюсь сформулировать собственную гражданскую позицию и то, что у меня получается, боюсь, мимо всех партийных касс, имеющихся сегодня в наличии.
Я не понимаю. Знакомые милые люди с расфокусированным взглядом на жизнь обзаводятся металлической дрожью в голосе и начинают чеканить - не уйдем, пока не победим! Не пустим Путина в Кремль! О чем это?! ВСе время надо делать усилие по переводу фронтлайновых лозунгов в "то, что имеется в виду". Но "То, что имеется в виду" становится все более загадочным. Вместо стратегий и внятно очерченных позиций появилось клубное чувство локтя и некрасовский пафос, густо замешанный на постмодернистсткой неврастении. "Умрешь недаром, дело прочно, когда под ним струится кровь" - это говорится голосом Васисуалия Лоханкина.
Сообщество протестантов оказалось так же тоталитарно, как и власть. Протест, как это было всегда в России, стилистический маркер принадлежности. К кому? К чему? Не знаю и не хочу знать. Я не хочу ни к чему принадлежать. Я та, кто по-прежнему, как и в декабре, хочет вернуть обществу человеческое лицо, уважение к личности, нормальный гуманистический ценностный ряд. Я не хочу революций, не хочу драться с ОМОНОм или с кем-то еще, я вообще не верю в драку как политический аргумент. Я не хочу быть политиком, я не хочу разгадывать политические загадки и переводить лозунги с революционного на русский. Я хочу жить в России, а не в загадочной "этой стране". За сто пятьдесят лет, миновавших со времен Некрасова, мне хочется верить, что чувство гражданского долга слегка изменилось. Я не хочу никому подмигивать и делить мир на чужих и своих. Я уверена, что это нормально - работать и растить детей, быть наивной и доверчивой и не хотеть драк. Я уверена, что гуманизм и уважение к личности не устанавливают криком и малоумным креативом в духе "Путин - вор!"
Но вокруг слишком много жестов, эмоций, знаков и символов и слишком мало диалога, здравого смысла и неизменной вертикали ценностей. Последние три пункта сейчас выглядят наивными и негражданскими. Но если бы я и вступила в партию, то это была бы партия "Наивных гуманистов". Возглавить ее могла бы ОЛьга СЕдакова и, может быть, Александр Арханглельский, но уж никак не Навальный и не Немцов. Но где она, эта партия? А если бы она и была, разве не закидали бы ее тухлыми помидорами с обеих сторон? Тогда, может быть, в этом и есть моя гражданская позиция - вне позиций, вне партий? Кого там искал Диоген с фонарем при свете дня? Хочется снова зажечь этот фонарь и поискать нормального, здравомысленного человека, не связанного партийной идеологией, не своего и не чужого - просто нормального.
Я думаю, таких много. Они есть в каждом из нас. И это на сегодняшний день - главное.