Ну так вот. После просмотра
Большой мечети (она же Улу Джами) мы переждали сильный дождь в кафешке, а когда он прекратился, добрались, наконец, и до парковки. Вообще-то Змей считал, что лучше доковылять до Зелёной мечети пешком - дабы не париться с паркованием ещё раз (благо там всего полтора км), но я эту идею забраковала. Во-первых, дождь мог снова пойти в любой момент, а во-вторых батарейка моего старичка-навигатора не настолько хороша, чтобы топать на своих двоих. Это ведь медленно, а если она закончится - как мы попадём к следующей достопримечательности? В общем, расплатились за час и поехали дальше.
У Зелёной Мечети искать мега-паркинг даже не понадобилось, там получилось оставить машину прямо на улице, в разрешённом месте неподалёку. Первым делом мы углядели Зелёную Усыпальницу (она же Зелёная Гробница, она же Зелёный Мавзолей, одним словом - Ешиль Тюрбе (Yeşil Türbe)), вон она там высовывается слева из-за хорошеньких цветных домиков:
Пошли разъяснить сначала её. Снаружи она ничего особенного из себя не представляет, так, пупырь сине-зелёный:
Но вход выписан традиционными узорами, красиво:
И внутри смотрится впечатляюще:
Усыпальница эта была построена для султана Мехмеда I Челеби, правивший с 1413 по 1421 годы. Он был самым младшим из сыновей того самого хитрого султана Баязида I, который пытался надуть аллаха, построив вместо двадцати мечетей одну Улу Джами с двадцатью куполами, помните? А в результате профукал свою империю Тамерлану. После смерти отца Мехмед, как водится, повоевал за власть с двумя своими братьями, и выиграл, но страна ему досталась в никуда не годном состоянии. Тем не менее, за восемь лет своего правления Мехмед I вернул территории, получившие независимость после нашествия Тамерлана, старался поднять торговлю, отстроить разрушенное и не воевать лишнего. Хороший был человек, говорят.
И когда он скончался в Эдирне, его прах ровно через сорок дней перевезли в Бурсу и захоронили в том месте, которое он сам себе выбрал.
Рядом расположены захоронения кормилицы султана, его дочерей и одного из сыновей:
Интерьер мавзолея и саркофаг, установленный в центре внутреннего помещения гробницы, декорированы изразцами, которые по цвету и характеру орнамента очень похожи на керамические плитки, украшающие Зеленую Мечеть.
В неё-то мы и отправились потом. Обойдя её слева, нашли вход:
(ссылка на оригинал) Как и всякая мечеть, снаружи она менее эффектна, чем изнутри, однако обращает на себя внимание мраморная облицовка, а главное - превосходная резьба по мрамору, которой украшены двери и окна.
Построили Зелёную Мечеть (Yeşil Cami/Ешиль Джами) по заказу всё того же султана Мехмеда I Челеби. Под руководством архитектора Хаджи Иваз-паши строительство мечети продолжалось около 10 лет и завершилось уже после смерти упомянутого султана, в 1424 г. Через это первоначальный архитектурный замысел был несколько пересмотрен, но всё равно получилось неплохо. Потом, конечно, были и ещё изменения. Например, в конце 19 века, после страшного землетрясения, Зелёная мечеть в ходе реставрации не только полностью выздоровела, но и обзавелась парой минаретов, а также приобрела небольшое окошко в центральном зале над бассейном. Ну а последняя реставрация завершилась всего года три назад, так что мы имели удовольствие насладиться самой что ни на есть свежей версией мечети.
В главном её зале, увенчанном двумя куполами, имеется мраморный фонтан с бассейном:
Не такой большой, как в Большой Мечети, но посетителям тоже нравится:
Стены внутренних помещений мечети украшены изразцами синего, зелёного, голубого, бирюзового и лазурного цветов, перемежающихся белыми буквами арабской вязи:
У михраба народ прилежно молился. Само молельное место тут, в отличие от других виденных нами мечетей, отделено от общего зала с помощью возвышения:
В противоположной от михраба стене имелись два углубления, похоже - специальные молельные места для женщин:
В интерьере оказалось больше синих и меньше зелёных тонов, чем можно было бы ожидать по наименованию мечети, однако ковёрчик всё-таки зеленоватый, да и в боковых комнатках имеется зелёная плиточка:
Эти боковые комнатки вообще прикольные:
Для чего они, не знаете?:
Пишут, что изразцы были изготовлены мастерами - выходцами из Тебриза, и в частности Мухаммедом аль-Маджнуном,
...а деревянные двери покрыл резьбой другой тебризец - Али ибн Хаджи Ахмед:
Хороши были, также, своды и купола, расписанные тонким растительным узором. Говорят, один из мастеров, занимавшихся отделкой мечети - Али бин Хаджи Тебризи - был родом из Ирана, что повлияло на стиль ее орнамента..
Вообще, считается, что это самая декорированная мечеть Бурсы, и похоже это действительно так:
Хотя, конечно, до любой православной церкви такого же масштаба ей всё равно далеко в этом плане (у нас-то декорируют каждый квадратный сантиметр.. :))
А ещё там очень эффектно смотрятся витражи:
Жаль сфоткать их нелегко, уж очень мало света.
Ну а теперь переходим к печальной части истории. Пока я там прыгала с фотоаппаратом, Змей мой притомился и устроился передохнуть на скамеечке:
Через некоторое время смотрю - а он уже не один. Присел к нему какой-то неизвестный перец и ну гундеть чего-то по-аглицки:
Оказывается, рассказывал про историю и архитектуру мечети. Я там особо не вслушивалась, так как совершенно точно знала, что все полученные сведения испарятся у меня из извилин ровно через пять минут после окончания экскурсии, но трындил чувак складно, как по писанному. Змей развесил уши, а я продолжала фоткать, косясь одним глазом на рюкзак, дабы кто не попёр. Думала - ну побалакают да перестанут. Ан нет - малый попался речистый, всё бухтит и бухтит! Подошла, послушала. Мужик отрекомендовался реставратором, типа его компания - с филиалом в Милане - делала для последней реставрации мечети этот самый керамик, изразцы, то есть. Тут я тоже заинтересовалась и чутка послушала. Реставратор тем временем вошёл в раж и принялся таскать нас по всей мечети, тыча пальцем в стены и потолки.
Нет, он действительно интересно рассказывал и на очень понятном английском. Включил нам фонтанчик:
Показал на купол в боковой комнатке и обратил наше внимание, что два сектора нарочно не были подвергнуты реставрации:
Мол, это так нарочно, чтобы было видно как было и как стало.
Втирал что-то и про эту стенку с дырками для свечек:
...но мы, конечно, всё позабыли. Помню только, что в середине там за каким-то хреном сделан дымоход, туда можно заглянуть вверх и увидеть, что кирпичи всё ещё закопчённые:
Тут я этого говоруна и сфоткала, кстати. Вот он, этот коварный тип гражданской наружности:
Запомните это лицо! Если будете в Бурсе, ни в коем случае не вступайте ни в какие разговоры с этим гражданином! Нам вот это знакомство обошлось в 120 лир и зонтик... (Это я про того гражданина, который на картинке справа. Слева - это мой Змей, и знакомство с ним может вам обойтись гораздо дороже - при встрече в официальной обстановке, конечно))))
А трындёж всё продолжался. Мы-то со Змеем не бог весть какие любители архитектуры и довольно скоро соскучились, но наш турок лопотал с таким энтузиазмом, что просто грубо прервать его было совестно. Мы всё ждали какой-никакой паузы, чтобы вежливо откланяться, но пауз - что поразительно! - в потоке речи просто не было.. И чем дольше он говорил, тем больше мы чувствовали себя обязанными, и никак не могли придумать как нам удрать, не попав при этом в неловкую ситуацию. Очень сильное колдунство, да...
В результате, как только в паутине слов забрезжил какой-то просвет, мы ломанулись туда что есть духу.. и угодили прямиком в капкан. Было это так. Каким-то образом наш самозваный экскурсовод перешёл на пляски дервишей и спросил - интересует ли это нас? Нас это ни хрена не интересовало, но было жалко расстраивать поборника культуры после таких стараний, так что мы сказали - да, да очень интересует. После чего выяснилось, что наш эстет знает место, где можно посмотреть этих дервишей - причём совершенно бесплатно! - и предложил дать нам адрес. Как вы понимаете, отказаться было бы уже неудобно. Мы переглянулись и решили - отлично, берём адрес и сматываемся. Ха, щассс! Адрес-то, оказывается, у него в офисе, но зато офис - вот он прямо в двух шагах от мечети. Пойдёмте прогуляемся до офиса, заодно посмотрите мой керамик. Оппа! Мы поняли, что влипли. Отказаться вежливо уже не было никакой возможности...
Как слон, потерявший волю при звуках флейты, поплелись мы за нашим Карбофосом. На выходе он показал на резьбу по мрамору, лентой обвивающую вход:
Сказал, что это не просто узор, а фрагмент из корана арабской вязью:
И что вырезать её было очень непросто. Мало того, что мрамор - не самый мягкий материал для резьбы, так ведь каждая плита должна была идеально состыковываться со следующей. Ошибки обходились дорого, ведь при малейшей опечатке приходилось бракованную деталь выбрасывать и начинать заново..
Офис оказался действительно недалеко, в одном из старых османских домиков. Зайдя внутрь, мы окончательно всё поняли:
Да-да, по факту это оказался просто сувенирный магазин. Мы немедленно почувствовали себя в рассказе О'Генри "Среди текста". Если помните, в нём герой, сильно проникшись поэтичным рассказом незнакомца о том, как тот своим голосом покорил женское сердце, под конец понимает, что ему всего лишь хотели втюхать микстуру от кашля... ))
Но мы всё равно ничего не могли поделать: колдунство продолжало действовать, и нам по-прежнему не виделось способа сбежать так, чтобы это не выглядело вопиющей грубостью. Вот что значит избыток интеллигентности в организме.. Впрочем, при виде мисок Змей оживился - мол купим тазик и уйдём, нам же всё равно миска для салата нужна.
Но колдун торговец продолжал читать заклинания разливаться соловьём: какой у него замечательный керамик, как он сам делает все узоры, как у него работает филиал в Милане, сколько у него тут прекрасных вещей, вот сейчас он нам всё покажет и чаем напоит... Мы поняли, что отвертеться от просмотра всего ассортимента не удастся и решили попытаться получить удовольствие. Нам продемонстрировали экспозицию первого этажа:
А потом повели на второй, пить чай. Крутая деревянная лестница выглядела весьма экзотично:
Похоже, дом был действительно древний, вон даже потолки деревянные:
Здесь нас усадили на диванчик, дали чаю и вдохновенно стали впаривать ковры:
Тут уже мы и сами решили приколоться: внимательно слушали, задавали вопросы, хвалили коврики, а, допив чай, сообщили, что в доме у нас ковров не было, нет и не будет. Не любим мы ковры, вот. Это была чистая правда, но могу поклясться, что мужик нам не поверил. Ковры - это же так прекрасно! Как можно вообще жить без ковра??
После этого у него оставался последний козырь - шёлковые платки:
Ну что было делать.. Я сказала, что платки очень красивые, но я не ношу шёлк, я люблю флис, - и в качестве доказательства потыкала в свою флиску. Это тоже была почти правда, но по роже реставратора было видно, что он опять не поверил. Ведь ясно же, что ни одна нормальная женщина не может не хотеть шёлковый платок! Это противоестественно!.. ))
В общем, сошлись на большой миске для салата:
Цена была объявлена - 120 лир. Мы понимали, что скорее всего она завышена вдвое, но - верите, нет? - в тот момент нам это не казалось слишком дорогой платой за то, чтобы, наконец, оттуда вырваться.. )) Совершив покупку, мы сразу же были освобождены от чар и, стрелой вылетев из лавки, в мгновенье ока добежали до бразильской границы до своего авто. Тут выяснилось, что зонтик Змей забыл на диванчике, где мы пили чай, но возвращаться мы не решились.. ;)) Подумали - ну нафик, слишком опасно, тем более, что по прогнозу дождей больше не ожидалось, а зонтик был уже не первой молодости...
Вот такой мы получили опыт, да. Честно говоря, это было очень увлекательно, ничего подобного с нами в жизни ещё не происходило. Мы многому научились, можно даже сказать - стали мудрее, ибо поняли кое-что о жизни. Например, обсуждая это происшествие во время движения к следующей точке, мы вдруг уразумели откуда берутся эти вот случаи, ну, когда старенькие пенсионерки отдают цыганкам все свои деньги. Теперь же это совершенно ясно, не правда ли? "Да на тебе всё, что есть! Забирай! Только заткнись и уйди от меня, христаради!!.." :))))
Продолжение следует.. :)
Что было раньше:
1.
Как мы объявили санкции Италии, а также про отель в Бурсе2.
Бурса: Дурак и Большая Мечеть