Конкуренты-конкуренты-конкуренты… Наверное, это чаще всего произносимое слово среди бизнесменов. Все остерегаются конкурентов, отслеживают их действия, пытаются обогнать, копировать или хотя бы догнать… У каждой компании на протяжении жизни вырабатывается некая тактика ведения конкурентной борьбы. Но ни у каждой есть стратегия. И многие обожглись на этом. Достигнув лидерства, не применяли стратегию конкуренции лидера, а по старинке действовали как №2. Не обладая достаточными ресурсами, пытались атаковать лидеров рынка. И т.д.
В чем ошибка? У многих компаний нет осознания своего места на рынке, нет понимания места конкурентов на этом рынке. Все почему-то хотят быть лидерами. И, не имея на то никакого основания, заявляют об этом везде. Сколько раз на протяжении этого года вы слышали от разных банков фразу "Мы - банк №1", "Лучший фильм года"?? Многие игроки, наоборот, уменьшают свои возможности.
Как адекватно оценить свое место на рынке? Джек Траут всегда говорит о том, что место компании определяет ПОТРЕБИТЕЛЬ. Да-да. Именно потребитель. Не компания, не совет директоров. Ваша конкурентная стратегия должна основываться на том, как вас и ваших конкурентов воспринимает потребитель.
Какие бывают конкурентные стратегии? Джек Траут в своей книге "Маркетинговые войны" описал 4 типа конкурентных стратегий. Это оборонительная война (для лидера), наступательная (для ближайшего преследователя лидера), фланговая война (для середнячков отрасли) и партизанская война (для небольших нишевых игроков).
Какая конкурентная позиция самая устойчивая? Кому на рынке легче всего? Одни скажут - лидеру. Другие - партизану, который играет в небольшой нише и его никто не трогает. Об этом спорят эксперты самого высокого уровня. А как думаете вы?
Как вести себя на рынке, если место компании определено правильно? Многие считают, что, достигнув однажды лидерства, можно ничего больше не делать - а только снимать сливки. Что участь №2 - это вечно быть №2, и достаточно лидировать в ресурсах и не отставать. Что, будучи середнячком отрасли, лучше "не высовываться" - поглотят другие игроки. Что на небольшую нишу не позарится крупный игрок и можно чувствовать себя спокойно. Так что же делать обязательно, занимая ту или иную позицию, а что - ни в коем случае?
Аргументы, какое место на рынке самое устойчивое и выгодное, какую позицию легче всего отстоять, правила поведения разных игроков - пишите в комментариях.