Наверное, каждый автолюбитель либо слышал, либо сталкивался сам с ситуацией, когда выписанный ему и оплаченный в срок штраф в учетных базах данных остается числиться как неоплаченный. Я тоже оказался в такой ситуации и хочу поделиться с вами информацией о том, что в таких случаях нужно делать, чтобы перевести эти штрафы в состояние ОПЛАЧЕН.
Сначала немного теории.
После того, как Постановление по вашему нарушению вынесено, у вас возникает обязанность оплатить штраф. На самом деле, вы еще имеете возможность его обжаловать в случае вашего несогласия, но эти моменты мы здесь опустим.
Итак, вы идете в банк и оплачиваете штраф. Вам на руки выдают квитанцию, которая является подтверждением того, что вы действительно штраф оплатили и свои обязанности в этой части выполнили полностью. Если, конечно, уложились в отведенное вам для этого время :).
На самом же деле с этого момента все только начинается. После того, как банк принял у вас деньги и выдал вам квитанцию, он должен передать информацию об оплате по специальному каналу связи для отражения ее в специальных базах данных, предназначенных для сбора и обработки информации об уплате штрафов гражданами. Эта система называется Государственная Информационная Система о Государственных Муниципальных Платежах, сокращенно ГИС ГМП. Повторяю, это ОБЯЗАННОСТЬ банка. Далее эта информация передается в разнообразные ведомственные базы данных, которые используют всякие проверяющие и контролирующие органы, такие как ГИБДД, налоговая инспекция, служба судебных приставов и прочие.
Сейчас существует много сервисов, которые позволяют гражданам отследить ситуацию со штрафами прямо через Интернет. Самый распространенный, конечно, gosuslugi.ru
Если все работает без сбоев, то есть банк информацию о платеже передал и она попала во все базы данных, через несколько дней статус вашего штрафа автоматически поменяется на ОПЛАЧЕН, и вы сами это увидите. Однако довольно часто возникают ситуации, когда где-то что-то пошло не так, то ли банк не передал, то ли ГИС ГМП не обработал информацию, но штраф так и висит неоплаченным. Вот тут-то и начинается самое интересное.
В августе 2015 года мне по почте пришел штраф за превышение скорости, который был оплачен практически сразу. Однако информация об оплате на Госуслугах так и не появилась. Я ограничился тем, что сделал копию бумажки из Сбербанка об оплате и возил ее с собой, чтобы избежать лишних хлопот при общении с полицией на дороге.
Я бы и не стал обращать на это внимания, но месяц назад мне на телефон пришла СМС с информацией о том, что по факту неуплаты этого штрафа на меня открыто исполнительное производство. А это означало, что возможны проблемы на таможне и мало ли где еще. Ситуация парадоксальная: гражданин свои обязанности по оплате штрафа выполнил полностью и в срок, но на него открыто исполнительное производство по факту неуплаты оплаченного штрафа, и эффективных и гарантированных способов решить проблему не существует!
На сайте Госуслуг эта информация подтвердилась, и я решил не дожидаться визита судебных приставов, а действовать, так сказать, на опережение.
В Интернете на эту тему содержится противоречивая информация.
Прежде всего, советуют написать прямо на сайте Госуслуг заявление, или обращение, с просьбой исправить информацию о состоянии штрафа с приложением платежки, что и было сделано. В ответ пришла отписка, что информацию об уплате отправляет банк, туда и обращайтесь.
Снова лезу в Интернет, и нахожу точно такую же ситуацию: человек приходит с такой же проблемой в банк и получает отписку, что информация была своевременно отправлена, ничем помочь банк не может, может только сделать бумажную копию платежки. Это в общем логично: технология обработки платежей в банке предусматривает отправку данных совместно с обработкой финансовых документов, а отдельно от нее может и не предусматривать. Впрочем, это вопрос уже к банку: не умеешь, так научись!
Также есть рекомендация отправить копию платежки в ГИБДД, но результат будет тот же: ведь ГИБДД свои обязанности выполнило полностью, постановление вынесено, информация о назначении штрафа передана.
Получается, что у каждой организации есть свои аргументы в пользу того, что она здесь ни при чем, и концов не найдешь.
Однако проблема была решена. Не знаю, что именно из цепочки жалоб и обращений возымело действие, поэтому описываю их все подробно.
1. Предже всего, Служба Судебных Приставов. На Госуслугах вся информация об исполнителях была, и по полученному оттуда адресу было отправлено письмо с информацией об оплате. Понятно, что это главное действие, хотя правильнее было бы туда съездить, но я человек ленивый, к тому же мне жалко было тратить на это личное время.
2. Посылается запрос на www.gosuslugi.ru с просьбой исправить информацию о штрафе. Ответ, как я уже сказал, отписка.
3. Отправляется жалоба в Центральный Банк РФ на Сбербанк, через который производилась оплата с описанием ситуации, указанием конкретного отделения, приложением копии документов и просьбой обеспечить выполнение требований Центрального Банка по взаимодействию с ГИС ГМП:
http://www.cbr.ru/Reception/Message/Register
Ответа до сих пор не поступило.
Конечно, данная мера вряд ли приведет к решению проблемы в данной конкретной ситуации, но в общем, при достаточном количестве таких обращений, думаю, улучшит ситуацию.
4. И, наконец, обращение в ГИС ГМП:
http://www.roskazna.ru/priem-obrashhenij/obshhie-voprosy-grazhdan-i-organizacij/forma-obrashheniya-fizicheskikh-i-yuridicheskikh-lic/
В ответ на это обращение примерно через полторы недели пришел вот такой ответ:
Информация на Госуслугах также поменялась на ОПЛАЧЕН. Скорее всего, именно это обращение привело к требуемому результату.