Знаете, чем меня так привлекают курсы по Лакану? Всё я, конечно, но опишу, но один из основных моментов - это то, что за те полгода, что я там занимаюсь, многое, из казалось совершенно очевидного, было перевернуто и пересмотрено. Т.е. есть какие-то вещи, которые очевидны и банальны настолько, что даже обсуждать их достаточно скучно. Что-то вроде кошка -это кошка, всем очевидно и понятно, зачем углубляться и задавать ненужные вопросы. Но если посмотреть повнимательнее и действительно попробовать дать определение, то кошка из скучной кошки превращается в крайне любопытный объект, о котором оказывается известно не так уж много. Если уже на примере кошки можно попробовать установить столько интересных вещей, то что уж говорить о вещах волнующих и интересующих всех и каждого. Возьмём, к примеру, сексуальность. Все знают, что это такое, и каждый может дать пару - тройку определений чего-то или кого-то как сексуального или нет, сексуальность сравнивается, обсуждается, сексуальную привлекательность стараются увеличить.
Есть ощущение, что, в общем, что это такое понятно всем, основная задача сделать это лучше, и будет вам счастье. Однако так ли это? Например, есть целый ряд объяснений, касающийся того, что признаки сексуальности тесно связаны с продолжением рода. Т.е. сексуальным и привлекательным является то, что служит этой цели. Блестящие волосы, длинные ноги, чистая кожа - всё это свидетельствует о здоровье человека и высоком его потенциале как родителя, а значит, является привлекательным. Но как тогда объяснить, что сексуальным считается то, что к продолжению рода никакого отношения не имеет? Т.е., какое отношение к продолжению рода имеет кусок красного шёлка? Пока его не объявили сексуальным и не сделали фетишем - совершенно никакого. А вот сразу после, уже, конечно, да. Кроме того, даже до изобретения контрацептивов половой акт практиковали далеко не только ради продолжения рода, второе иногда даже воспринималось скорее как неизбежное зло, чем как прямая цель. А уж после появления контрацептивов на нас обрушилась та самая пресловутая сексуальная революция. И тут происходит второй интересный момент, сексуальная революция приводит к тому, что сам половой акт как источник сексуальности начинает обесцениваться. Появляется куча идей о смерти желания, об ослаблении желания в 20 веке, о необходимости возвращения к ограничениям и т.д. Гораздо больше становится ситуаций, когда сексуальность начинают искать в других вещах, или усложнять уже имеющийся в распоряжении процесс - половой акт, чтобы наградить его сексуальным ореолом. Т.е. получается, что считающийся априори сексуальным половой акт таковым не является. Это процесс, который может быть, а может и не быть сексуальным, связь одного с другим не является обязательной. При этом сексуальность существует при условии определенных ограничений, и в каждый раз индивидуальных формах, каждый как бы изобретает свои собственные представления о сексуальности, и обходится с ними по своему, но это никогда не бывает простым взаимодействием типа стимул-реакция.
Если посмотреть дальше, то становится очевидным, что подобные эффекты обнаруживаются далеко не только при рассмотрении полового акта, как такового. Похоже люди могут обращаться и с едой, например. Кто-то ищет сложных ощущений и приучается есть и что странно получать удовольствие от вещей, которые с точки зрения всех инстинктов самосохранения есть бы не стоило, кто-то безмерно усложняет процесс с тем, чтобы по-настоящему насладиться, кто-то выстраивает собственную систему ограничений и условий, при которых оно возможно. Что это, как ни та самая сексуальность, но уже связанная с другим процессом?
Аналогично можно обращаться и с работой, и с увлечениями, и с отношениями, и со всем, тем, чем мы наполняем жизнь. Получается сексуальность - это нечто, что соединяясь с какими-то событиями, вещами нашей жизни придаёт им что-то, что нам очень необходимо. Но это что-то мало связано с теми целями, для которых эти вещи служат. Что это может быть? Это то самое пресловутое наслаждение. Сексуальность - это нечто, что позволяет при определенных условиях наслаждение получить, в каком-то объёме. Это что-то, что по сути ни для чего, кроме наслаждения. Это не продолжение рода или насыщение и т.д. и т.п. Это именно и только для этого.
ЗЫ. Я вот, например, поняла, что мои отношения с психологией явно носят сексуальный характер. Я вроде и занимаюсь ею, но понимаю, что для того чтобы продолжать получать удовольствие, полностью в это погружаться я по тем или иным причинам себе не даю, где-то внутри я чувствую, что делать этого не стоит. Это такое сохранение дистанции, ограничение в погружении с тем, чтобы сохранить возможность получать удовольствие. Это и хождение вокруг и около, это и ревность, это и желание растянуть удовольствие, и даже иногда гневное - это не настоящая психология, это не она. Поэтому я наконец-то нашла ответ на вопрос, зачем мне всё это. Ни за чем, исключительно и только для наслаждения, и я собираюсь продолжать наслаждаться))). Этому действительно нужно учиться, и не только в этой сфере, и это действительно исключительно человеческое, ну или в высшей степени человеческое, и очень хочется, чтобы оно не было чуждым.