Так случается часто, что в сознании обывателей присутствуют некие устойчивые стереотипы, которые они не стремятся проверить, но зато с успехом тиражируют на публику их "ложный образ". Временами меня это крайне раздражает, особенно когда дело касается тех памятников культуры, которые мне знакомы и милы.
Сегодня на страницах ВКонтакте "у знакомых знакомых" замечаю мини-текст, посвященный положению женщин в русском Средневековье. И все бы ничего, если бы в конце автор месседжа не добавил такую реплику как "паскудный Домострой" и немного других эпитетов, которые характеризуют сей литературный памятник как гимн закабалению женщин, как издевательство над прекрасным полом и всяческое безмерное его угнетение.
Дело в том, что про "закабаление женщин" в Домострое ни слова нет. Наверное у многих замужних/женатых френдов моего ЖЖ были/есть дома советские книжки типа "Советов молодой семье". Не самое корректное сравнение, но Домострой - это примерно то же самое, только для специфического среза жизни людей, которые женились и выходили замуж на 400 лет раньше. Львиная доля текстов, образующих Домострой, посвящена правильной молитве и научению вере малых детей, радушному обращению с гостями, как правильно рукодельничать, как деток воспитывать, что ключнику наказывать, как жить по средствам, зачем сохранять обрезки от ткани и как заниматься кулинарией.
Безусловно, статьи, посвященные женщинам там есть. Давайте посмотрим. (Статьи, регламентирующие правила поведения мужа и жены в церкви и совместного их моления - опустим, как сугубо христианские правила "технического" характера)
67 советов Домостроя приведены по: Домострой. 3-е издание. СПб., Наука, 2007. За основу взята Сильвестровская редакция.
1.) Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить.
Перечисляются базовые основы христианской жизни (не красть, не лгать, не блудить...) и что все домочадцы также должны следовать этим заповедям.
2.) Если муж сам добру не учит, то накажет его Бог; если же и сам добро творит, и жену и домочадцев тому учит - примет от Бога милость.
Речь идет о том, что если глава семейства сам живет не по Божеским правилам, не внимает тому, что говорит Домострой и не учит жену свою, деток, слуг христианской жизни и страху Божьему, то себя погубит и дом свой погубит. В общем, мужчина в семье подает пример, как он поступает, так и следуют за ним домочадцы.
3.) Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать.
Статья говорит о том, что пока дочка (-и) учатся страху Божьему и знаниям (!), благоразумный отец должен регулярно думать о ее приданом, и всякий раз откладывать на него от всякой прибыли.
4.) Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и Богу угодить и к мужу своему приноровиться, чтобы могла дом свой получше устроить и всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг обучать, и самой - трудиться.
"Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано. И прежде всего - иметь страх божий и пребывать в телесной чистоте, как выше уже указано было. Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, слугам работу на весь день указать...".
Далее идут пространные объяснения о том, как и что приготовить, что лучше кушать, как слугами руководить, и что женщине как хозяйке - не стоит сидеть сложа ручки.
5.) О мастерицах хороших женах, о запасливости их и о том, что кроить, как сохранять остатки и обрезки.
О том, что женщина должна иметь стремление к труду и несколько советов по обращению с тканью.
6.) Как жене с мужем советоваться каждый день и обо всем спрашивать: и как в гости ходить, и к себе приглашать, и с гостьями о чем беседовать.
Статья повествует о том, что жене стоит советоваться по вопросу походов в гости и приглашения гостей; если муж разрешит, то добро. Советоваться с ним по вопросам ведения хозяйства. В гостях вести себя добродетельно, надеть свое лучшее платье, не сплетничать, воздерживаться от спиртного и что пьяный муж - это плохо.
7) Как в полном порядке посуду хранить и вести домашнее хозяйство, все комнаты содержать хорошо в чистоте; как хозяйке в том слуг наставлять, а мужу - проверять жену, поучать и божьим страхом спасать.
Здесь действительно появляется момент физического воздействия на жену. Применяется он в следующих случаях:
а) жена не понимает/не принимает советов мужа и хреново ведет хозяйство, слуги ее не слушаются, порядка нет.
б) жена "забила" на нормы семейной жизни (выраженные в таких памятниках как Домострой, например), хозяйство продолжает "лежать и не дышать".
В этом случае, муж должен остаться с женой наедине (!), наказать и после этого - "нежно наставить" (!), после чего в духе христианского жития супруги не должны обижаться друг на друга. Наказание также регламентируется: нельзя бить под сердце, по лицу, в ухо, не пинать, не бить деревянными и железными предметами, не наказывать будучи в плохом расположении духа (гнев, кручина...).
При этом, как я смутно помню с семинаров по истории России, преподаватель уточняла эту норму - муж должен был при наказании жены держать одной рукой ее руки, соответственно наказать он мог только одной рукой, что не позволяло шандарахнуть с какой-то чрезвычайной силой, и в реальности это наказание не было наказанием в полном смысле, а скорее "несильно и разочек, и только для острастки".
Нет, просто на мой вкус это очень либерально по отношению к жене - она тебя как главу семьи не слушает, хозяйство забросила - на кой она такая нужна? Почему мужчина должен терпеть у себя дома "разложение" хозяйки?... Я бы и сама пару оплеух отвесила на его месте. :)
Собственно, об отношениях жена-муж все. На выходе мы имеем патриархальное русское христианское общество, где муж - глава семьи, с которым нужно держать совет. При этом религиозные обязанности относятся не только к женщине, но ко всем членам семьи, а на мужчине лежит большая ответственность (по созданию и процветанию домохозяйства, ответственность за репутацию семьи и созидание "малой церкви"). Наказание существует, но применяется к женщине в случае неисполнения своих прямых социальных обязанностей и не является каким-то зверским бесчеловечным актом, поскольку совершается в состоянии "трезвого ума" без применения крепкой силы; оно остается делом двоих супругов и не выносится на огласку и при этом всякий раз должно смягчаться общим соглашением и любовью мужа, который не "побил и убежал", а "нежно наставил" и финальным аккордом предложил жить в любви и согласии. Жена всегда включена в свою специфическую "трудовую систему" - она руководит слугами, поучает их, наставляет и требует послушания, своим трудом подает всем пример и "запускает" систему "домашнее хозяйство", которая по сути своей не самая простая и требовала от жены эффективной организации управления.
При этом следует помнить, что Домострой как памятник не является прямым отражением семейной жизни в Средние века, скорее это концентрат идей его создававших (в нашем случае, Сильвестра), благое пожелание, где от женщины требовались чистота и послушание. И, я бы даже сказала, Домострой постулирует образ "доброй жены".
А ужасаться Средним векам и сетовать на то, что там не было тотального равноправия между мужчиной и женщиной - это смешно в высшей мере, конечно.
Короче говоря - где?.. Где гимн "женскому бесправию"(с)?.. Где угар, трэш и нескончаемые розги?..Ткните пальцем!