Английская военно-морская миссия в Сербии

Sep 10, 2013 15:48



13 октября 1914 года Сербия отправила запрос греческому правительству об отправке офицеров английской военно-морской миссии на Дунай, объясняя это собственной несостоятельностью в борьбе с австрийскими мониторами. Подобное обращение с просьбой о присылке иностранных миссий представляется желанием Сербии «диверсифицировать» помощь союзных держав. Тем более что в ночь на 9-10 октября русскими моряками был потоплен монитор «Темеш», формулировка «сербское правительство не знает, как справиться с австрийскими мониторами» кажется весьма «натянутой».
30 октября из Греции в Белград прибыл капитан 2 ранга Хьюберт Кардаль. Его присутствие носило, в основном, консультативный характер: он приехал в Белград, чтобы изучить ситуацию и дать рекомендации по организации обороны. Результатом его пребывания стало письмо, адресованное военному министру Сербии с выводами о том, что необходимо сделать сербам на Дунае. Советы касались мест для установки орудий, выбора наиболее подходящих участков для минных постановок, и т.д. Вслед за ним был отправлен минный отряд в составе 26 моряков королевского флота (приблизительно) под командованием капитана морской пехоты Элиота, который достиг Белграда 7 января 1915 г.

Капитану Элиоту на момент дунайской кампании было 35 лет. До командировки на сербский театр Элиот служил в Китае, а после, уже в чине капитана - на разных кораблях в Четхэме и Девонпорте. До 1915 года его карьера двигалась медленно; после службы в Сербии он получил орден «За выдающиеся заслуги» (D.S.O) и его карьера пошла «в гору». После эвакуации он вернулся в Четхэм, а 23 апреля 1918 года участвовал в рейде против немецких баз в Зеебрюгге, где и был убит.

На протяжении своей деятельности по постановке мин, отряд Элиота кооперировался с русским минным отрядом Волковицкого. Минный отряд сопровождало артиллерийское подразделение капитан-лейтенанта Чарльза Керра с восемью 120-мм орудиями. По прибытии орудия были разделены на 4 батареи (по 2 орудия в каждой, соответственно). Английская артиллерия располагалась на Великом Врачаре и Баново Брдо.



Место расположения английских батарей подчеркнуто красным. (Фотография потырена с сайта paluba.info, источник - военная энциклопедия 1971 года издания, Белград.)

Капитан-лейтенанту Керру на момент назначения в Сербию было 28 лет, командование артиллерийским подразделением на Дунае было для него первым опытом - до этого Керр служил на подводных лодках. Назначение в Сербию Керра выглядит вполне логичным, если принять во внимание тот факт, что в 1913 он был отстранен от морской службы ввиду серьезных проблем со зрением. После сербской кампании Керр служил в артиллерийском подразделении (морские осадные орудия) во Фландрии.

30 января 1915 года в Сербию отбыл вице-адмирал Эрнест Трубридж - он должен был возглавить британскую миссию, приняв командование от Хьюберта Кардаля.



Знакомая фотография. Трубридж справа от архиепископа белградского.

Поставка боеприпасов и вооружения англичанами столкнулась с некоторыми трудностями. Греция отказывалась пропускать военные контингенты с соответствующим грузом, поэтому английские моряки были вынуждены переодеваться в гражданскую одежду и представляться коммерсантами. Так, по свидетельству английского хирурга Абрахама, перевозимые боеприпасы они вынуждены были маркировать как «Паприка».

Пребывание английской миссии было отмечено одним комическим случаем, который описан во многих статьях и монографиях. Заключается он в том, что руководство миссией решило настигнуть и нанести повреждения вражеским мониторам во время якорной стоянки. Для этой цели Адмиралтейство предоставило дозорный катер, «приехавший» с Мальты. После подробного инструктажа адмирала Трубриджа, Чарльз Керр и восемь человек команды спустились с двумя торпедами к месту предполагаемой стоянки. Увидев вражеский корабль, отряд выпустил две торпеды, после чего был обнаружен австрийцами. Однако, несмотря на обстрел, сумел без потерь достигнуть Белграда. На следующий день миссией было получено сообщение о потоплении монитора «Кереш». Но на самом деле был потоплен не монитор, а его деревянный макет, который австрийцы спустили на воду для отвлечения внимания от реальных сил.



Тот самый дозорный катер.

Если говорить об основных задачах британской миссии, то их можно свести к следующим: минные постановки и установка торпедных батарей; артиллерийская подготовка (каждое орудие было установлено на колеса, что способствовало его быстрой транспортировке). Орудийную команду англичан составляли в основном сербы. Минные постановки англичане согласовывали с генералом Живковичем, командующим обороной Белграда. Также британская миссия в лице ее руководителя взяла на себя обязанность сношений с высшим сербским руководством и координацию действий всех союзных отрядов.
На наш взгляд по сравнению с русской или французской военными миссиями, английскую трудно назвать успешной в плане результативности. Несмотря на достаточно высокомерное и резкое высказывание лидера французской миссии Пико о возможностях русской и английской артиллерии, выражение «middle-through» вполне характеризует команду Трубриджа.

Однако в 1915 году Великобритания выдвинула амбициозный проект. После окончания Дарданелльской кампании планировалась реализация так называемого «Дунайского проекта», суть которого заключалась в создании двенадцати канонерских лодок insect-class, которые будут превосходить австрийские мониторы как по вооружению (152-мм орудия), так и по численности.
Несмотря на неудачу в Дарданеллах, Дунайский проект оставался в силе. Адмиралтейство запросило сведения Трубриджа о наличии тягачей, возможностях разгрузки в порте Прахово или Радуевац, рабочей силы, трудностей при прохождении района Железных ворот. Ответ Трубриджа был неутешительным и его рапорт, по сути «похоронил» этот проект. Адмирал отмечал, что у сербов недостаточно тягачей и прожекторов, что оборудование портов весьма примитивно (Радуевац), а единственный более-менее приемлемый порт Прахово «занят русскими», что провозоспособность железной дороги от Прахово до Парачина не отвечает требованиям, а путь через Железные Ворота может оказаться весьма непростым ввиду австрийской опасности.
Современная историография наделяет возможности Дунайского проекта высоким разрушительным потенциалом. К примеру, Пол Хальперн, скорее, негативно оценивает рапорт Трубриджа, акцентируя внимание на его не слишком доброжелательном отношении к сербам. Чарльз Фраер предполагает причиной нереализованности проекта провал операции в Дарданеллах, который фактически был составной частью Дунайского проекта. Следует заметить, что идейным вдохновителем данного проекта был лорд Фишер, который неоднократно пытался провести в жизнь весьма авантюрные военно-морские идеи.

_______________________________________

1.Halpern P.G. A naval history of World War I. Annapolis, Naval Institute Press. 1994.
2.Fryer C.E.J. The Royal Navy on the Danube. NY., Columbia University press. 1988.
3.Fryer C.E.J. The Destruction of Serbia in 1915. Columbia University press. 1997
4.Webb E. The Last Days of Belgrade (URL: http://myweb.tiscali.co.uk/drericwebb/home.htm)
5.Kerr C.L. All in the day's work. London, Rich and Cowan LTD. 1939.
6.Borbe na Savi i Dunavu 1914-1916 ( http://www.paluba.info/smf/index.php/topic,12758.0.html)

Сербия, военно-морские миссии, ПМВ

Previous post Next post
Up