Наконец-то я отважилась написать о том, чем я занимаюсь :)
Не вдаваясь в особенные подробности в самом первом сообщении на тему, скажу, что сферой моих интересов является деятельность союзнических военно-морских миссий в Сербии в начальный период Первой мировой войны.
Поэтому время от времени в данном журнале будут появляться заметки на эту тему.
Положение Сербии, не имевшей общих границ со своими союзниками с самого начала войны оказалось тяжелым.
Обстановка требовала отправки боеприпасов, военного контингента, продовольствия, гуманитарных миссий. Связующей коммуникацией стал Дунай.
К тому же с началом войны перед Сербией встала проблема отражения наступления австро-венгерских войск.
Наиболее значительной военной силой на Дунае к началу войны была Императорская и Королевская Дунайская военная флотилия (K.u.K. Donauflottille) под командованием капитана 3 ранга Олафа Вульфа (впоследствии, с октября 1914 г. - под командованием капитана 1 ранга Карла Люциха). К 1914 году она, помимо катеров различного назначения, насчитывала шесть мониторов в строю и четыре монитора в постройке. У сербов вооруженные суда на Дунае отсутствовали.
Если более подробно остановиться на стратегическом значении Дуная (сложно говорить о более частных вопросах, не обозначив общих), то рисуется примерно следующая картинка:
Дунай служил, во-первых, водной преградой, опираясь на которую Сербия могла рассчитывать на сдерживание австро-венгерского наступления. Фактически удерживая участок своего берега от Белграда до Железных ворот, сербы развертывают свои основные силы на границе с Боснией и на нижнем течении Савы, где австрийцы вынуждены наступать в узком пространстве со сложным рельефом, потому как в противном случае им надо с боем форсировать Дунай. Если флотилия мониторов получит свободу действий от Земуна вниз до Железных ворот,то задача по форсированию Дуная сильно облегчается, так как мониторы всостоянии подавить сербскую полевую артиллерию в районе высадки и предоставить артиллерийскую поддержку своим войскам на плацдарме на сербском берегу. В реальности этого не случилось в кампанию 1914 года из-за деятельности в первую очередь русского минного отряда. (Вышеизложенное актуально при нейтралитете Болгарии).
И второй момент. У сербов в военное время, в реалиях Первой мировой есть две артерии связи с мировой экономикой: это железная дорога Салоники - Ниш - Белград и Дунай. В связи с тем, что Сербия - малая страна и довоенные запасы снаряжения сходят «на нет» в первый же месяц боев - ее устойчивость в войне зависит исключительно от возможности союзников - великих держав по ее снабжению.
Так, с началом Первой мировой войны Белград обратился за помощью к трем державам - России (в первую очередь), затем Англии и Франции.
Сегодня речь пойдет о самой, пожалуй, малоизученной странице миссий Антанты - французской.
По просьбе сербского правительства от 18 сентября 1914 г. для борьбы с австрийскими мониторами в Белград была направлена французская военная миссия, под руководством капитан-лейтенанта Эдуарда Этьена Пико, насчитывавшая ок. 100 человек личного состава с тремя 138-мм Mle.1893 орудиями (снятых с броненосца Henri IV). Со временем численность миссии выросла по меньшей мере до 1200 человек - моряков, летчиков, артиллеристов, телеграфистов, а в 1916 году Пико официально стал ее шефом. Кроме того, с апреля по август 1915 г. миссия обеспечила прибытие более 100 человек медицинского персонала для борьбы с эпидемиями. На пароходе Flandre миссия покинула Тулон 25 октября 1914 года и 5 ноября прибыла в Раковицу (недалеко от Белграда).
Эдуард Пико второй слева, фотография сделана в Торлаке, август 1915 года. (приводится по изданию C.L.Kerr. All in the day's work. London. Rich and Cowan Ltd. 1939)
Пароход Flandre, на котором прибыла миссия D.
Собственно, орудие. Canon de 138 mm Modèle 1893.
Французская батарея была готова к работе только к 21 ноября, после установки бетонных платформ.
Помимо капитан-лейтенанта Пико, которого военный корреспондент Робер Вошер в 1915 году находившийся в Сербии, называл «самым популярным человеком в Белграде», в миссию входили морской артиллерийский инженер Шарль-Пьер Картерон, капитан-лейтенант Абель Адольф Робийо, лейтенант Октав Монтрелай, старший лейтенант Рене Луи Серрэ, Бребан (имя и звание не установлено), военный врач Ковэн, артиллерийский офицер Жузе.
В оперативном отношении Пико подчинялся сербскому генералитету и был свободен лишь в вопросах внутренней дисциплины миссии. Отчеты о боевой деятельности капитан-лейтенант направлял в Морское министерство Франции.
После установки орудий 21 ноября французская миссия вступила дуэль с двумя австрийскими мониторами - «Enns» и «Bodrog». Результатом этого обстрела стало то, что мониторы вынуждены были переменить место стоянки. Однако 30 ноября поступил приказ об оставлении Белграда. Пико затребовал разрешения расстрелять все оставшиеся снаряды по австрийским позициям, после чего союзные военно-морские миссии были эвакуированы в Ниш.
12 февраля 1915 г. французы получили новые орудия, которые были расположены на Топчидере. В Баново и Велики Врачаре французы расположили свои прожекторы. Следующая крупная дуэль пришлась на 15 мая 1915 г., когда французская батарея обстреляла монитор Inn. Последствия этого события по-разному отражены в источниках. Так, Олаф Вульф утверждает, что монитор не получил ни единого попадания, в то время как донесения Пико и информация адмирала Трубриджа свидетельствовали об обратном. Любопытен тот факт, что английский адмирал получил письмо от американского товарища, который имел друзей на момент обстрела находящихся в Земуне. Они сообщили, что в этот день монитор получил повреждения и вынужден был уйти в Будапешт на ремонт.
К осени 1915 года перед союзными миссиями встала задача препятствовать переправе вражеских войск через Саву и Дунай. После известия о вступлении в войну Болгарии все тяжелые сербские орудия были увезены из Белграда, оборонять город остались две русские пушки, английские батареи и два французских орудия. По сообщению Пико «Атака началась 5 октября в 14 часов с артиллерийского огня против наших прожекторов и батареи русских, находящейся в крепости». Боевые действия 5-8 октября 1915 г. нуждаются в изучении с привлечением архивных источников всех воюющих сторон. Британский исследователь Чарльз Фраер подробно описал все противоречия между сообщениями Вульфа, Пико и Трубриджа, возникшие в изложении ими октябрьской обороны Белграда. Так, разногласия касаются и событийного характера (например, о начале боевых действий), и фактического (какое количество мониторов подверглись обстрелу, какие суда получили попадания, и т.д).
Капитан-лейтенант Пико следующим образом оценивал обстановку в дни обороны Белграда: «Артиллерия Сербии реагирует только на самолетный обстрел. Она включает в себя 8 орудий системы Банге по 80 мм (что недостаточно), четыре 75 мм пушки, две гаубицы 150 мм, стреляющие медленно. Защита от мониторов включает в себя: на Саве - два наших орудия, в месте слияния Савы и Дуная - два русских орудия, на Дунае - два английских орудия по 120 мм. Вражеской артиллерии, по меньшей мере, 50 орудий на возвышенностях западнее Землина и 30 орудий на венгерской равнине; 50 штук в Бежании, из которых минимум 2 орудия имеют 305 мм калибр, 12 орудий калибром 240 мм или 210 мм, двадцать по 150 мм, скорострельных... Атака австро-германских сил должна была вестись двумя дивизиями».
8 октября французской артиллерии удалось добиться существенного успеха. Монитор Enns, находившийся на траверзе Военного острова (Ратног острова - серб.) получил пробоину ниже ватерлинии и выбросился на мель. Ответом на этот обстрел стала ожесточенный огонь австрийцев, в результате которого одно орудие было уничтожено прямым попаданием снаряда 305-мм, а второе Пико уничтожил сам, получив приказ от сербского командования оставить позиции и эвакуироваться к Торлаку.
(Расположение военного острова)
Панорама с Калемегдана. Ратный остров перед глазами.
Примечательно, что капитан-лейтенант Пико так оценивал деятельность союзных миссий: «Великолепная организация миссии D производила впечатление, и контраст между русской и британской артиллерийскими частями был весьма ощутим».
Несмотря на некоторую апологетичность этого высказывания, а также последующую критику русской и английской артиллерии, оно представляется отчасти справедливым. Французская миссия D была единственным соединением, имевшим в своем распоряжении морскую артиллерию, способную эффективно бороться с австро-венгерскими мониторами, что отмечал Олаф Вульф: «…под Белградом стояли три французских 148-см [опечатка переводчика, 140-мм, конечно] морских орудия под командованием капитан-лейтенанта Пико. Неприятельские артиллерийские позиции были бетонированы и хорошо замаскированы, так что причинить повреждения им или орудийной прислуге могло только непосредственное попадание с мониторов. Кроме того, только новые мониторы могли противопоставить неприятельской артиллерии равноценные пушки, причем полный успех мог быть достигнут лишь при совместных действиях с тяжелой артиллерией войск».
Мне помогали Список литературы:
1)Ђокић Н., Радовановић Р. Борбе на Сави и Дунаву 1914-1915. године // Весник воjног музеjа. Београд. 2009.
2)Troude A. Les relations franco-serbes au sein de l’Armée d’Orient 1915-1918 // Balcanica XXXVII. Serbian Academy of Sciences and Arts, Institute for Balkan Studies. Belgrade. 2007.
3)Ecole Navale (
http://ecole.nav.traditions.free.fr/officiers_picot_edouard.htm)
4)Extraits du rapport du 30 octobre 1915 du Capitaine de Frégate PICOT, commandant la mission D. // G. Delannoy. Guerre 1914-1918. Citations a l’ordre de l’armee des formations et batiments de la marine francaise.
5)Robert Vaucher. L’aide Francaise en Serbie // L’illustration. 1915. (
http://www.greatwardifferent.com/Great_War/Vaucher/Aide_01.htm)
6)Forum Pages 14-18. (
http://pages14-18.mesdiscussions.net)
7)Les héros maritimes français de la première guerre mondiale. (
http://www.netmarine.net/tradi/marins14-18/)
8)Fryer C.E.J. The Royal Navy on the Danube. NY., Columbia University press. 1988.
9)Вульф О.Р. Австро-венгерская дунайская флотилия в мировую войну 1914-1918 гг. СПб., Издательство М.А.Леонова. 2004.