Начну с игры. Сегодня создала нового персонажа в «Аллодах онлайн», в которых я живу уже много лет. Ничего особенного, но в этот раз немного не задался «билд», то есть подбор умений. Точнее, решила поэкспериментировать, в итоге персонаж начал стрелять магией хуже, чем могло бы быть, зато начал использовать основное умение во время движения (ради чего я и пошла по этому пути развития, так как это было удобно в плане управления персонажем). Потом подумала-подумала, и решила всё переделать, благо игра до 15 уровня предоставляет такую возможность. Хотя, можно было оставить и так, всё равно примерно на 17 уровне я имела бы и то, и другое, вопрос был лишь том, что «прокачать» в первую очередь. Ну да ладно, я вообще-то не об игре хотела поговорить, а о детях.
Но игры ещё раз коснусь. В «Аллодах» существует система вех развития, когда на трёх особых полях надо по ходу развития выбирать клетки, соответствующие усилению тех или иных способностей. По ходу игры персонаж получает уровни, один уровень даёт возможность открыть одну веху. Далее всё зависит от того, в каком направлении развивать персонажа, и тут вступает в игру умение игрока стратегически мыслить, так как чем лучше продумана последовательность взятия вех - тем проще проходить игру. Однако, что касается основных намеченных вех - рано или поздно они будут взяты все, поэтому поначалу вопрос лишь в последовательности их активации.
А вот теперь о жизни и о вундеркиндах. Что такое вундеркинд с точки зрения игромании? Это человек, который сделал себе билд, выбрав вехи, которые дают больше урона. Или урона определённого типа. Например, выбрал усиление химических знаний, или умения играть на пианино, или умения петь, или умение много читать. Значит ли это, что он в чём-то превосходит других детей, которые выбирали для себя другие вехи на тех же возрастных этапах? Да, в тех конкретных умениях он явно превосходит их. Но - только в тех конкретных умениях, не больше. Всё-таки уровни не отменить, и на 15 уровне (на 15 году жизни - по меркам людей) он будет иметь такое же количество взятых вех, что и у других детей. Только если один ребёнок «прокачивал» в себе попеременно умения играть, гулять, общаться, рисовать, слушать музыку, смотреть фильмы, заниматься домашними делами и т.д., то вундеркинд выбрал одно направление, и прокачивал именно его, пуская все «вехи» на усиление конкретных способностей, но при этом теряя возможность развивать другие направления.
Но, ещё раз повторюсь, что к тем же 15 годам (в игре - уровням) общее количество взятых «вех» у детей будет одинаково. Поэтому когда кому-то кажется, что вундеркинды имеют больше вех, чем нужно, потому что с какими-то задачами справляются лучше других, - это иллюзия. Они просто знают, что конкретно имеют, и умеют это применять именно там, где это хорошо срабатывает. Поэтому на фоне других детей они выглядят более развитыми, хотя если их поставить в ситуации, в которых другие дети имеют преимущества по умениям, - вундеркинды окажутся не конкурентоспособными.
Конечно, на развитие персонажа в играх влияют не только вехи и уровни, поэтому иногда одни персонажи действительно оказываются в более выигрышном положении, например, за счёт вложения денег игроком (покупки разных бонусов, дающих явные преимущества), или за счёт того, что у игрока были предыдущие персонажи, от которых какие-то преимущества могли перейти к новенькому персонажику (например, в тех же «Аллодах онлайн» это могут быть хорошо усиленные руны, доставшиеся персонажу-перероду от персонажа-прародителя). Но мы сейчас не о таких случаях говорим, а о тех, где персонажи развиваются с одинаковыми стартовыми возможностями естественным путём, без дополнительных бонусов и предыдущих «воплощений», оставляющих то или иное «наследство» преемнику.
А теперь, наконец, вопрос, из-за которого обычно поднимается шумиха вокруг вундеркиндов, и из-за которого родители стремятся во что бы то ни стало сделать из своего любимого чада не очень любимое автоматизированное существо, поглощающее знания, умения и навыки в неадекватном возрасту количестве. Итак, как сделать из ребёнка вундеркинда? Но я бы сначала задала вопрос: а нужно ли делать из него что-то этакое, если через какое-то время он всё равно будет это иметь, но более естественным, плавным и не насильственным путём? Нужно ли развивать в ребёнке узкоспециализированные навыки, если из-за них он не сможет выживать в тех или иных условиях по той простой причине, что нужные навыки выживания не успели вовремя развить, оставив их «на потом»? И стоит ли за ребёнка принимать решения о развитии им тех или иных навыков, или всё-таки дать ему самому возможность подумать над тем, как, чем и в какой последовательности он будет себя формировать?
Ну, а на вопрос «Как развить вундеркинда?» ответ-то простой: берём персонажа (ребёнка), и «вкачиваем» все вехи в усиление одного-единственного умения, а потом стараемся сделать так, чтобы всем были видны только хорошо «прокачанные» навыки, а остальные не были бы востребованы до тех пор, пока ребёнок не дойдёт до их развития естественным путём. Вот только дойдёт ли? А если дойдёт, то после какого количества интеллектуальных и моральных смертей? Ведь жизнь - не игра, в которой можно воскреснуть и продолжить бой. Хотя даже в игре это, мягко говоря, утомляет, высасывая силы и вызывая ощущение как минимум нежелания прокачивать персонажа дальше.
А ведь итогом реального «вундеркиндства» может стать в том числе и потеря реальной человеческой жизни! И всё это - в погоне за тем, что, как потом обязательно выяснится, было не особо-то и нужно...