Алексей Навальный, в самом конце своих предвыборных текстов, любит повторять: “в прекрасной России будущего…”, и далее по контексту его ежедневного но разного нарратива: “будет свобода слова для всех”, “будет разрушена система незаконного силового подавления и построена заново правоохранительная система”, и так далее.
Сегодня я хочу сам кое-что написать по этому поводу, и остановиться на необходимом и немедленном прекращении воспитания моральных и идеологических уродов в российской образовательной системе. Тема не менее важна для российских школ, но сегодня я остановлюсь, в большей степени, на российских ВУЗах.
Например, до относительно недавнего времени, и.о. заведующего кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова был “профессор” Александр Дугин. Его биография и послужной список были описаны мною в посте “Русский Фашизм” от 23 августа 2014 г.
Можно привести в пример и Владимира Якунина, бывшего главы РЖД, который на своих псевдо-лекциях уже много лет кормит студентов факультета политологии МГУ теориями мирового заговора и чипизации населения.
14 апреля 2015 года с лекцией на тему “Геополитические конфликты на постсоветском пространстве” выступил Игорь Стрелков, один из наиболее “видных” поджигателей войны на востоке Украины, состоявший в должности “министра обороны” т.н. “сепаратистов” из т.н. “Донецкой народной республики” - военный преступник и международный террорист, первый сообщивший миру о сбитом Боинге, как о своей очередной “победе” (изначально ошибочно приняв его за украинский военно-транспортный самолёт; впрочем, как будто кто-то “разрешал” ему сбивать любые самолёты над территорией иностранного государства).
Где же провёл свою “лекцию” Игорь Стрелков? В Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), ректором которой является бывший соратник Гайдара - доктор экономических наук, профессор, доктор философии (PhD) Университета Пьер Мендес Франс… Владимир Мау.
В марте 2015 года Стрелков побывал и в Уральском горном университете, однако выступление в Екатеринбурге было организовано не как лекция, а как презентация местного филиала движения “Новороссия”, возглавляемого тогда Стрелковым. Понимаете, да? Уральский горный университет, со своим ректором и со всей своей администрацией, предоставил сцену для такого мероприятия и для такого преступника. Преступника согласно действующему УК РФ.
И наоборот…
1 марта 2014 года профессор Андрей Зубов публикует свою знаменитую статью “Это уже было” - и за эту статью профессора Андрея Зубова сразу увольняют из МГИМО.
В течение трёх лет активной публикации своих текстов в Фейсбуке я забанил около 15 тысяч троллей, кремлеботов и прочей шушеры, выливавшей в комменты под моими постами свои помои и оскорбления. И вы будете удивлены: кроме троллей и кремлеботов, огромное количество аккаунтов из группы “прочая шушера” принадлежало реальным людям-выпускникам т.н. “элитных” ВУЗов страны - МГУ, МГИМО, РАНХиГС и т.д.
К сожалению, подавляющее большинство выпускников этих заведений за последние годы “позднего путинизма” стали агрессивными людьми-зомби, которые, впрочем, не забудут переобуться в полёте, когда режим рухнет. И только подавляющее меньшинство выпускников этих ВУЗов остались нормальными людьми. Подавляющее меньшинство.
В “прекрасной России будущего” будет необходимо прекратить это жуткое поточное воспитание путлерюгенда, которое аукнется нам и нашим детям на протяжении долгих десятилетий.
Некоторые спросят: а кто такой Слава Рабинович, чтобы учить вообще, и в том числе высказываться по поводу российского высшего образования?
Нет, я никого не застявляю меня слушать, а тем более - слышать. Моя вторая (дублирующая) страница в Фейсбуке, не личная, а в категории “Public Figure”, говорит следующее: “Эта страница для тех, кто любит правду и хочет хорошо работать, хорошо отдыхать и хорошо жить - страница Славы Рабиновича”. Если вы не любите правду, не хотите хорошо работать, хорошо отдыхать и хорошо жить, вам не надо меня читать, вам надо сейчас же покинуть мою страницу и не продолжать читать дальше.
А остальным скажу: со своими “двумя высшими”, полученными в разных странах - в России и в США - я знаю, о чём говорю.
Первое - пять лет на радиотехническом факультете Ленинградского электротехнического института связи им. проф. М.А. Бонч-Бруевича.
Второе - два года в магистратуре школы бизнеса Stern Нью-Йоркского университета.
Сейчас Нью-Йоркский университет продолжает быть тем же самым учебным заведением, каким я его застал, когда поступил туда учиться 23 года назад - как и все другие первоклассные американские университеты, он является образцом американского (теперь уже многовекового) успешного эксперимента в демократии, плюрализме и открытости.
Целью американских университетов является не только обеспечение студентов первоклассным образованием, но и продвижение идеалов отцов-основателей США. Лучшие университеты являются не только образовательными и просветительными, но также и общественными кластерами, где люди из разных семей, из разных социальных и профессиональных слоёв, из разных стран, люди разных взглядов и убеждений, могут обсуждать любые темы, искать ответы на любые вопросы, могут одновременно учиться и дебатировать по поводу любых идей - свободно и открыто.
В американских университетах защищается свобода сосуществования для всех, независимо от того, в какой степени разные люди могут отличаться друг от друга своими взглядами (в рамках допустимого законами США). Все убеждения и мнения имеют абсолютное и беспрекословное право на существование, сосуществование и публичное выражение (в рамках допустимого законом).
Терпимость по отношению ко взглядам других людей, и свобода выражения своих взглядов, являются ядром ценностей американских университетов. Связанные вместе, терпимость и свобода образуют священный союз, который является основным базисом американского демократического общества.
В 1994 году, когда я поступил учиться в Stern, на моём курсе было около 50% студентов-женщин и около 50% студентов-иностранцев из огромного числа стран мира. В 1996 году, когда я закончил там учиться, я навсегда стал выпускником этого университета. Навсегда, среди вот этих.
На нашей выпускной церемонии в июне 1996 года в Мэдисон-сквер-гарден выступал (с речью commencement address) Ферруччо Феррагамо, президент компании Salvatore Ferragamo Italia S.p.A. Его сын, Джеймс Феррагамо (и внук основателя компании Сальваторе Феррагамо) учился на курс младше меня. Мой локер - шкафчик для учебников и одежды - был рядом с локером Джеймса.
В течение учёбы в лучших американских университетах ты приобретаешь хороших друзей и ценные контакты на всю жизнь. В любых точках мира. И ты являешься частью глобальной сети выпускников того или иного университета.
Достаточно сказать, что выпускниками Нью-Йоркского университета являются такие люди, как Алан Гринспен, бывший президент Федерального Резерва США; Генри Кауфман, президент компании Henry Kaufman & Company, Inc.; Кеннет Лангон, основатель The Home Depot; Роберт Грейфелд, глава фондовой биржи NASDAQ; Абрахам Джордж, американо-индийский бизнесмен, учёный и филантроп;
Исраэль Энгландер, американский инвестор, основатель-управляющий хедж-фонда Millennium Management и филантроп; Лоренцо Фертитта, американский бизнесмен-миллиардер в сфере игорного бизнеса и телевидения; Джералд Хасселл, исполнительный директор банка Нью-Йорк Меллон; Джаред Кушнер, старший советник президента США Дональда Трампа;
Марк Эверсон, бывший глава IRS и член администраций президентов Буша-младшего и Рональда Рейгана; Бартон Биггс, бывший главный стратег Morgan Stanley Asset Management и основатель хедж-фонда Traxis Partners; Скотт Ротборт, основатель и президент хедж-фонда Lakeview Asset Management LLC; Чжу Лилунь, председатель партии Гоминьдан Тайваня и мэр Синьбэя; Кристофер Никсон Кокс, адвокат и политик, внук президента Ричарда Никсона; Майкл Симмонс, писатель и колумнист для журнала “Форбс”; Джейсон Хиршхорн, со-основатель MySpace, и так далее…
Союз 50 штатов Америки основан на двух основополагающих ценностях: свобода и терпимость к различным взглядам. Но эти ценности могут подвергаться атакам - как во всём мире, так и в самих США. И поэтому США должны защищать эти ценности всегда, абсолютно всегда - и должны сохранять принцип того, что “единый Закон для всех” является “единым Законом для всех” на всей территории США, и для всех граждан США во всём мире.
Каждый год миллионы выпускников-иностранцев из американских университетов увозят эти принципы в свои страны. Каждый год сотни тысяч выпускников-китайцев из американских университетов увозят эти принципы в Китай.
Но не россияне. Нет. Российские доморощенные студенты, переставшие ездить “туда” даже по короткому студенческому обмену, варятся в своём собственном соку и в фашистских речах Дугина, в теориях заговора и чипизации Якунина, в приспособленчестве скурвившегося Мау, в адском мире международного террориста и военного преступника Гиркина-Стрелкова. И после этого, в самом лучшем случае, вместе со всей страной, всерьёз обсуждают такие “изобретения”, как Нооскоп грохнутого на всю голову нового главы президентской администрации.
Условный “нооскоп” имел бы право на существование, как ещё одна “свободная идея”, если бы не подавлялись другие свободные идеи.
В “прекрасной России будущего”, если вы хотите иметь свободу говорить то, что вы хотите, отстаивать точку зрения, которую хотите, вы должны соблюдать и мою свободу делать то же самое. И делать это со школьной и студенческой скамьи. И учиться этому мы можем у США.
То, что я говорю, может оскорблять вас. Вы можете считать мои слова или действия аморальными или несправедливыми. Но попытки ограничить мою свободу говорить или действовать - таким образом, каким вы не стали бы ограничивать свою свободу говорить или действовать - приведут лишь к ещё большей несправедливости. Мы не можем и не должны ограничивать свободы и привилегии других, настаивая на сохранении свобод и привелегий для себя, и наоборот. Мы должны следовать этому принципу со школьной и студенческой скамьи. И учиться этому мы можем у США.
Да, идеи могут быть опасными. Они могут изменить общество. Они могут изменить традиции. Они могут закончиться революциями. Именно поэтому, через века, правители старались подавлять идеи, которые становились опасными для их власти, их религии, их идеологии, их клептократии. Это является правдой и для времён Сократа и Галилея, и для времён Нельсона Манделы и Вацлава Гавела, и для времён Андрея Сахарова и Дмитрия Лихачёва, и для времён Pussy Riot и Ильдара Дадина, и для времён Бориса Немцова и Виктора Шендеровича.
В “прекрасной России будущего” мы все можем стать генераторами таких идей со школьной и студенческой скамьи. И учиться этому мы можем у США.
Подавление свободы слова является естественным человеческим пороком, и поэтому мы должны сражаться за нашу свободу слова, по определению, всегда. Потому что за нас этого не сделает никто. И мы все должны сражаться за свободу слова со школьной и студенческой скамьи.
Конституция США запрещает цензуру. Конституция РФ запрещает цензуру. Люди в США исторически сражались за свою свободу и за отсутствие цензуры, и продолжают это делать каждый день и сейчас. Люди в России почти не сражались за свою свободу, и тем более - за отсутствие цензуры. Мы все должны встать на защиту свободы, против цензуры, и этот ежедневный бой должен начинаться со школьной и студенческой скамьи.
Роль университетов в “прекрасной России будущего”, как и во всём свободном мире, не может заключаться в насаждении или пропаганде идеологии (или псевдоидеологии). Роль университетов - предоставить учёным, преподавателям и студентам нейтральную площадку для исследования, обсуждения и конкуренции идей, без бесчестного нажатия на весы с какой-либо “нужной” стороны, и без подавления каких-либо “непопулярных” взглядов.
Требование к учёным, преподавателям и студентам подчиняться какой-либо одной идеологии, или одним политическим взглядам, просто разрушает основополагающий принцип любого высшего учебного заведения, всю природу университета. Цель каждого университета - поощрять дискуссию, а не подавлять её.
Мы не должны превратиться в страну, которая отворачивается от науки и обучения, мы не должны превратиться в страну, где каждый поворачивается спиной друг к другу (в лучшем случае). И мы и наши дети должны помнить об этом со школьной и студенческой скамьи. Чем свободнее мы будем обмениваться любыми идеями, чем больше мы будем допускать политического плюрализма, тем сильнее станет наше общество и наша страна.
Никогда не бойтесь говорить то, что вы считаете правильным сказать, вне зависимости от того, каким это может казаться непопулярным, и особенно, когда это касается защиты прав других людей.
Защита прав других людей в какой-то мере является даже более важным делом, чем защита своих собственных прав. Просто потому, что когда некоторые люди пытаются ограничить свободы других людей, а вы молчите, вы являетесь соучастниками этого подавления свободы, и вы, скорей всего, также станете жертвой такого подавления. Не соучаствуйте в этом, не позволяйте толпе вести себя за собой. Говорите и боритесь.
Вы точно набьёте себе синяки и шишки - в этом нет сомнений. Вы потеряете какое-то количество друзей и приобретёте какое-то количество врагов. Но течение истории будет на вашей стороне, и, в долгосрочной перспективе, вся наша страна выиграет от этого, и станет сильней. Сильней “мягкой силой” внутри и снаружи. Но мы все должны бороться за это.
БорисЬ
(При написании этого текста я, в некоторой степени, вдохновился идеями Майкла Блумберга, которому спасибо за мотивацию; весь мой текст подразумевает полную бессмысленность (не говоря о вреде) самого существования Владимира Путина и Ольги Васильевой). Слава Рабинович
Обозреватель