Не делить, а объединять

Jun 07, 2016 17:18


Меня продолжает волновать идея, что на определенной глубине вглядывания в процесс обучения музыке обнаруживается всеобщая взаимосвязь обучения и самой музыки со всем остальным в мире. Дальше этой глубины уже бесполезно пользоваться откровенно логически-математическими методами овладения навыками игры. То есть, начиная где-то и как-то с погружения в мелкие детали игры и спускаясь всё ниже и ниже в музыкальный микрокосмос, все это время опираясь на обыденную, разбирающую всё на части логику, мы наконец достигаем такого уровня, когда, образно говоря, верх и низ становятся неразличимы, как в квантовой физике частицы приобретают свойства волн, и дальнейшее их рассечение становится бессмысленным. Дальнейшее следование такому методу обучения, когда мы чрезвычайно интересуемся составляющими деталями, становится неэффективным. Наоборот, вектор поиска смысла должен быть направлен уже в противоположную сторону: из россыпи мелких деталей нужно вычленять единые сущности и вместо деления заниматься интегрированием в смыслы. Как говорится: «Есть время разбрасывать камни, есть время собирать камни.» Надо только не проспать этот рубеж. Иначе ждёт бездонная дурная бесконечность деталей.


Всё это я опять к тому же, что учащемуся хорошо бы иметь свою голову на плечах и не увлекаться излишне сбором методов и правил об обучении игре. Несомненно, первоначально, до определенной степени правила очень необходимы и обязательны, но нужно быть начеку: дорога, которая вела вверх, после некой точки перевала начнёт вести вниз.

Опять эта философия, и никуда от неё не деться, поскольку, похоже, она становится одним из главных инструментов прогресса в дальнейшем пути. А для философских рассуждений почти без разницы, что читать, лишь бы умно было изложено. Это как мне попался отрывок из книги композитора Джона Кейджа:



Одновременно, вроде как, с появлением смысла во всём, происходит нивелирование старых смыслов. Становится очевидна нелепость и некорректность прежде мучивших вопросов. Например, на reddit сегодня кто-то задал такой вопрос: «Как научиться игре на фортепиано?»
«Я только что начал изучать основы и читать ноты, что, конечно, дается мне с трудом, так как у меня дома нет ни фортепиано, ни синтезатора, поэтому мне интересно, как вы, народ, научились играть на фортепиано, или что заставило вас полюбить инструмент и обучиться игре на нём?»

Вопрос совершенно фальшивый. По-моему, лучшим ответом на него было бы молчание, как буддисты любят молчать в ответ, потому что любой их ответ их не устроит, или как они молчаливо показывают пальцем на луну, когда их спрашивают, что такое дао. Точно также, многие свои вопросы в последствии оказываются пустыми, некорректными по сути, их даже не стоило бы задавать. Потому что и так потом станет всё понятно, если прилагать искренние усилия и растить в себе музыканта.

Алан Уотс часто приводит пример с движением собственной руки. Все знают, как двигать своей рукой, но никто не может объяснить, как это следует делать. Просто не надо объяснять. Не всё в этом мире может быть объяснено через язык нами же придуманных символов: букв и цифр. Только что родившийся ребёнок умеет плавать, но если какое-то время ему не позволять это делать, то в дальнейшем его придется учить, зачастую давая пространные языковые объяснения. Все время, сколько я обучаюсь игре, я в основном борюсь с мышечными зажимами. Не похоже ли это на то, что я, скорее, отсекаю ненужное и наносное, чем создаю что-то действительно новое? Как скульптор, отсекающий ненужные куски от глыбы мрамора при создании скульптуры. Может в каком-то смысле я тоже умел играть при рождении? )))

Когда музыка по ощущениям начинает сливаться со всей остальной обыденной жизнью, то возникает и более расширенное представление о гармонии. Обостряется слух? Еще помню то время, когда в школьные годы я не воспринимал джазовую гармонию, которая слышалась мне фальшиво и сумбурно. А сейчас к джазу просто нет никаких вопросов, и почти любая мешанина природных звуков несет в себе зачатки гармонии. Изменилось восприятие?

Вот последний пример, когда две разных вещи, совершенно друг с другом никак не связанные, показались мне дополняющими друг друга, в гармонии друг с другом. Отрывок из лекции Алана Уотса и игра Хироми Уэхара. Никакой коррекции пауз, просто взял два совершенно разных ролика и наложил друг на друга. Как всё ритмически совпало! На мой слух… Совпадение, или в мире много чего повязано по вибрациям?

image Click to view




философия, alan watts, обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up