Как найти именно тот единственный учебный курс?

Apr 19, 2016 10:40



Будучи уже много лет погруженным в самостоятельное обучение и поиск подходящей для этого информации, считаю, что могу что-то от себя сказать о самом процессе подхода к информации об обучении игре на музыкальном инструменте.

Обычно человек, решивший начать или дальше продолжить изучение игры, и, если он не берет уроки у преподавателя, первым делом отправляется на поиски какого-нибудь адекватного учебного материала и руководств. Он может погуглить или зайти на какой-нибудь форум и спросить: «А с чего посоветуете мне начать изучать фортепиано/гитару/саксофон/бубен?» Ему, скорее всего, быстро накидают предложений на скачивание разных книг и видеокурсов. Закачав себе на компьютер несколько, этот человек может с энтузиазмом приняться за изучение какого-то определенного курса, начиная с первого урока. Через некоторое время, столкнувшись с трудностями, он начинает думать: «А тот ли это учебник, тот ли видеокурс, по которому мне следует учиться? Что-то не заметно особого дальнейшего улучшения в игре, многое мне остается непонятным, и как-то всё скучновато. Наверное, есть и получше учебники?» И открывает новый курс или опять продолжает поиск в сети.

В целом в таком ступенчатом обучении ничего плохого я не вижу, уже на ранних порах такое кусочное обучение позволяет покрутить многогранный кристалл музыки из стороны в сторону и проникнуться, насколько у этого кристалла много граней, и насколько обучение может быть разным. Проделав несколько экспериментов со сменой учебных курсов, и не получив полного удовлетворения ни от одного из них, умный человек может начать догадываться, что в его подходе есть что-то фундаментально неправильное. Менее умный человек так и будет лелеять надежду на существование «Святого Грааля» по обучению и будет продолжать его бесконечные поиски. При этом чем дороже будет курс, тем более желанным он будет казаться. Ведь зачастую в обыденной жизни деньги помогают нам снять с себя какую-нибудь докучливую и неприятную ответственность, которую мы с удовольствием перекладываем на других, оплачивая их услуги. Так и при приобретении курса, когда у нас самих что-то как-то неясно движется с обучением, мы возлагаем надежды, что купим необходимую ясность. «За всё заплачено» - возникает внутренний повод для успокоения.

Стратегия упора на поиск учебных материалов имела смысл в эпоху до интернета, когда доступ к таким материалам был ограничен, можно было прочитать всё, что попадало в руки. Но заметили ли вы или нет, а мы уже прошли революцию в доступности фактически к любой информации. Старая стратегия перестала работать - у вас просто физически не будет времени, чтобы ознакомиться со всей заведомо полезной и доступной информацией. Что же вы намереваетесь предпринять тогда? Бежать по верхам, оставаясь в результате все время на поверхности темы, с крохотно развитым навыком? И так уже эта лавина информации и сопутствующая ей клиповость мышления способствуют дилетантизму во всех сторонах человеческой жизни и, не побоюсь сказать, деградации человека в способности залезать мысленно куда-то глубоко и надолго, как, например, в изучение игры на музыкальном инструменте. В конце концов, в нашем распоряжении есть компьютеры, на которых можно заниматься аппликацией звуков, как еще не умеющие рисовать дети вырезают фигурки из цветной бумаги и наклеивают их на бумагу - получается ярко и хорошо! По-взрослому, в цвете - вот бы удивились друзья лет 10 так назад! Но только друзья тоже уже в этом времени с его технологиями, и эти пластмассовые фишки их уже не удивляют.

Надо видеть сторону обмана в технологии, как и сторону обмана в изобилии учебников и курсов. Долго возясь с обучением фортепиано, я все больше приходил к уместности сравнения игры и обучения с жизнью в целом. Причем, похожесть эта двунаправленная: игра на ф-но является моделью жизни, но и жизнь уже кажется моделью какой-то общей вселенской музыки. И при справедливости такого сравнения становится понятным некая несуразность излишнего напирания при обучении на книги и курсы. Несомненно, книги о том, как следует жить, существуют и полезны до некоторой степени, но глупо полагаться только на них и на психологические мозгопромывочные видеокурсы по улучшению качества своей жизни.
Кстати, к учебным книгам в этом контексте я отношу и сами ноты, как, например, этюды, сборники упражнений, да и все полноправные музыкальные произведения. Все они могут быть хороши и полезны в определенных ситуациях, но собрав любую коллекцию из них, все равно невозможно научиться играть. Недостаточно прочитать текст учебника, недостаточно запомнить наизусть текст нот, даже если бы существовала физическая способность легко запоминать ноты. Нужны еще иные ингредиенты для вброса в котёл обучения, которые никак невозможно передать через книги. Понятное дело, нужно еще свое личное физическое действие по выполнению полученных в книгах инструкций, чтобы разработались мышцы, появились и закрепились некие безусловные рефлексы. Если просидеть на диване или за компьютером и прочитать уйму полезных книг по обучению игре на фортепиано и просмотреть массу видео, то, очевидно, никакой физической способности играть даже не зародится. Отмечу тут же, что один лишь этот факт сразу доказывает, что обучение игре на музыкальном инструменте не зависит лишь от информации. Физика, математика могут полагаться, теоретически можно продвинуться по физике и математике лежа на диване и лишь читая книжки, а вот музыкальные занятия это уже ближе к спорту (в котором вообще не обязательно читать никакие книги).

Предположим, что обучающийся музыке человек находит время для практических занятий, и мы имеем человека, который обладает временем для занятий, способен поддерживать внутреннюю дисциплину и садится регулярно за инструмент, и у него нет недостатка в учебных материалах. Сможет ли он долго продолжать учебу и преуспеет ли в этом? Вернемся к тому, что он пробует один курс, старается выполнять все по инструкциям. Скорее всего, ему через несколько недель или месяцев этот курс надоедает, и он пробует другой. В чём фундаментальное препятствие развитию?

Полагаю, что мешает наша излишняя приверженность концептуальному мышлению. Мы часто полагаем, что мир - это совокупность правил, и все из них можно выразить через концепции, единственно только, пока не все правила и концепции еще выявлены, но, будьте спокойны, - может полагать он - и до них доберемся. Поэтому на обучение игре на фортепиано мы смотрим как на прилежное следование неким концепциям, о которых нам должны поведать учебники. В учебниках, с другой стороны, и невозможно изложить ничего, кроме как концепции. И язык наш в основном служит именно целям оформления концепций.

Не довольствуясь полученным эффектом от обучения по конкретной книге, мы начинаем искать более тонкие и сложные концепции, которые объяснили бы нам наше затруднительное положение, будь оно мотивационным или физическим. Отсюда продолжение перебирания курсов и постоянный поиск новых. Как будто кто-то специально прячет от нас набор чрезвычайно эффективных методик. В том, что эти «тайные» методики существуют, мы подсознательно уверены, потому что перед нашими глазами есть примеры прекрасных пианистов. Они же как-то обучились! То есть в нашем представлении это значит, что они поняли некие концепции и следовали определенным инструкциям какое-то время. А так как мы себя можем считать отнюдь не тупыми, чтобы понять те концепции, которые поняли другие, и силы воли нам может хватать, чтобы удерживать дисциплину занятий, то, значит, и мы должны справиться. Вот только надо найти эти спрятанные от нас знания. Но, опять же, всё это становится похожим на то, что, не будучи удовлетворены своей жизнью, мы стремились бы решать проблемы только через книги, видео и посещение семинаров. При этом я подразумеваю, что практикой жизни нам, хотим ли мы этого или не хотим, всё равно приходится заниматься, и мы не в состоянии пропустить занятие жизнью как фортепианное занятие.

По существу, некоторые люди в жизни тоже постоянно заняты поиском «тайных» и сокрытых от них правил, которые давно кем-то уже написаны, а наиболее ушлые другие люди ими уже вовсю пользуются.  Отсюда вся эта любовь к конспирологическим теориям. Существует уверенность и постоянный настрой на возможность приобретения чего-то отдельного внешнего, будь то вещь или информация. Это часть внутренней установки, что в предметной жизни всё можно купить, достать, просто взять. Что-то механически добавить, заменить. В свою очередь, в основе таких установок лежит более фундаментальное для западной культуры представление о мире и человеке как о нечто расчленяемом, разложимым на детали - человек как машина, в которую как бензин можно залить ведро знаний.

В восточной культуре больший акцент в представлении о мире лежит на биологическом прорастании, как дерево вырастает из семени. С запасными деталями и ведрами полезной смазки у дерева будет как-то нелепо стоять. Можно лишь способствовать росту дерева через подбор предметных удобрений и организации графика подпитки. Но дерево может вырасти и без искусственно добавляемых удобрений. То есть, по этой аналогии, и игре на музыкальном инструменте можно выучиться без книг и курсов. Только вероятность успешного прорастания будет такой же как в природе у отдельного произвольного семени, невесть куда упавшего. Вот чтобы у семени была какая-то гарантия прорастания в дерево и достижения этим деревом определенной высоты и крепости и нужны внешняя дополнительная забота в виде удобрений, регулярного полива и выпола сорняков - то есть предметная, информационная сторона обучения. Только, я хочу сказать, что эти внешние действия и факторы никак не заменят сам процесс роста. Не удастся обменять грузовик с лейками для воды, мешками навоза, опрыскивателями от вредителей, садовыми инструментами и прочим на своё выращенное дерево.

Совсем не случайным мне стал сейчас казаться мой возросший интерес к философии, так что я даже отпустил немного этот блог, и принялся администрировать группу по Алану Уотсу в ВК. С одной стороны, я просто следую за своими меняющимися «прихотями», но, с другой стороны, мне будет казаться странным, что люди, достигшие определенного мастерства в игре, так и не заинтересуются философией. Это ведь должно быть закономерным, по-моему. Это ведь продолжение всё той же лестницы. Ну а что толку шаркать только по нижним информационно-техническим пролётам? Учителям, да, это положено, у них судьба такая, но ученику?

Попалась сегодня статья «Исследования выявили: когда исполнители находятся в зоне - это духовная область». Как раз о том, что я так коряво пытаюсь сказать, но любой язык просто ограничен для подобных тонкостей. Даже переводя с английского на русский, порой испытываешь муки, что не удается подобрать адекватных слов для идеальной передачи мысли, как будто багром с брёвнами работаешь. Чего уж говорить о тонких материях, к которым приближаешься и постигаешь во время обучения. Только философы заходят на эти высоты, и поэтому именно у них ищешь дальнейшие ответы.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Одно из последних выступлений Оскара Питерсона в 2004. Видно, что после инсульта его левая рука совсем не работает. Но разве это главное?

image Click to view




обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up