О пользе сна и мысленных процессов в голове

Feb 19, 2016 19:06




Что-то я разочаровался в интернет пиано форумах. Именно как форме общения в сети… Что-то кажется всё бестолковым и пустым, лишней тратой времени. Настроение, может быть, просто такое? Это временно? Раньше, помню, с восторгом ощущал себя, обнаружив в сети pianoworld и pianostreet и начав бродить там. Сейчас кажется, что брожу по каким-то неимоверно затоптанным и замусоренным дорожкам, что-то подлинно живое попадается крайне редко. И относительно недавно посещаемый reddit/r/piano кажется сборищем то ли незрелых подростков, то ли в среднем, как и следует ожидать во всех сферах жизни, не очень далеких умом людей. Зачем задавать такие вопросы? Зачем их так настойчиво повторять? Зачем так отвечать? Что за бред?

Но, признаю, немного передергиваю, я не перестану заглядывать на эти форумы, так как изредка именно в них попадаются ссылки на действительно что-то полезное для меня. Надо лишь как-то быстро всё просеивать, не тратя лишнего времени на мусор. Разве есть более разумные источники, скажем так, новостной музыкальной информации? В конце концов, всё, что я узнал об эффективных занятиях игры на фортепиано, всё было взято из сети, а наводкой были эти форумы. Это уж потом конечными пунктами назначения становились книги - на мой взгляд, самая серьезная и уважаемая форма представления информации, - но сначала нужно было набрести на ссылки на них, и в этом плане форумы оказываются полезны.


Блоги? Пожалуй, значительно лучше, чем форумы по напряжению и интенсивности мысли, но тоже много лишнего. Я начал замечать такую градацию среди блогов, далеко не полную:
- «Приколы.» Здесь всё понятно из названия типа: все ради смеха или, по крайней мере, усмешки.
- «Бабушкин календарь». У меня бабушка оставляла старые отрывные настенные календари. Во время пользования ими в течение года она не отрывала листочки из них, а загибала наверх под резинку. В результате в конце года у нее появлялся очередной прошлогодний календарь со всеми листками, на которых были перечислены все праздники, любопытные факты, анекдоты, рецепты и прочий ворох краткой и разрозненной информации. В отсутствие телевизора можно было перелистывать на досуге. Сейчас в компьютерную эру, вижу, что эта традиция сохраняется на новом технологическом уровне.
- «Просто Мария». Был такой длиннющий мексиканский сериал в 1989. В нем, как одном из первых, я познакомился с понятием мыльной оперы, когда можно «ни о чём» растянуть на многие часы просмотра. Вот и сейчас попадаются блоги, где авторы сообщают длинной сериальной лентой события из своей не очень-то насыщенной жизни. Типа дневник что ли?
- «So, you got a car!» По-английски мне как-то милее это звучит. По-русски, пожалуй, можно предложить «Смотрите, какое изысканное блюдо я вчера ел в ресторане в Венеции». В отличие от «Просто Марии» здесь совершенно непростая «Мария», а может даже сногсшибательная, и жизнь персонажа крайне насыщена потреблением красивых и дорогих вещей.
- «Давайте сыграем в игру». Всё какие-то опросы, что я играл вчера и занимался ли вообще, или кто первым узнает и назовет композитора произведения.
- «Ретранстяционный узел связи и передачи данных». Голимый копипаст без признаков собственных мыслей.

Остальные типы блогов меня меньше веселят, поэтому я не придумал их типам прозвищь, и именно на них я чаще задерживаюсь. Мне нравится, когда блог придерживается определенной узкой тематики. Правда нахожу, что у некоторых интересных людей тематический блог существует лишь какое-то время, а потом прерывается. Исчерпывается тема? Автор перерастает тему? Как можно, например, лет 5 вести тему «Как оформлять свой блог и как писать в нем»? Не представляю. Меня самого постоянно жизнь трансформирует и поэтому меняется направление моих интересов. Идет сдвиг к другим акцентам в моем постижении музыки и обучению, и поэтому, может быть, следует когда-нибудь оставить этот блог в том виде, в котором он есть, как написанную книгу. Часто мне кажется, что я уже все сказал, что хотел по теме обучения фортепиано на уровне отдельных практических советов. Я куда-то вырос. Дальше можно было бы беседовать «за жизнь», но это совсем другая песня, новые посетители блога не поймут такого поворота из-за большого отхода от уже сформировавшейся темы и контекста. Лучше где-нибудь в другом месте. За последнюю неделю я послушал такие вот замечательные интервью с учителями по музыке: https://www.youtube.com/watch?v=u-a_wJNzpGM&index=4 и https://www.youtube.com/watch?v=LdPZ_TKoLe4&index=3 , которые резонируют с моим теперешним я, но совершенно не представляю, как я мог бы их здесь пытаться пересказывать эти интервью. Да и не уверен, что так уж кому-то это будет нужно - эти интервью и на английском мало кто смотрит, а лайк у одного из них я поставил первым, хотя опубликовано оно было пару месяцев назад. Хочется больше слушать таких достаточно пространных рассуждений, а они плохо подходят под формат блога.

Вообще хотел сделать преамбулу для переведенного ниже текста, но чувствую куда-то стало заносить ))) Хотел подвести к тому, что для пользы обучения надо очень много думать самому. Об этом и перевод будет. Когда я вижу вопрос где-нибудь на reddit типа «Я собираюсь самостоятельно изучать игру на фортепиано. С чего мне начать?», меня обуревает желание закричать: «Не получиться! У тебя не получится! Потому что ты задал такой дурацкий вопрос, который показывает, что ты не умеешь самостоятельно учиться чему-либо. Ты не хочешь думать. Ты не знаешь с чего начать (допускаю, что как-то, где-то, лично для себя, такой вопрос может быть уместен) и спрашиваешь у чужих людей, как тебе поступить (то есть как жить). Если ты полагаешься на самостоятельность, у тебя уже должен был быть свой первый план А, который далее ты будешь самостоятельно уточнять, основываясь на собственном изучении вопроса. Спрашивать можно бесконечно, деля один вопрос на два, потом на четыре, затем на восемь и так далее до тошноты. Важно сначала самому повозиться с вопросом, пропустить его через собственную голову, поискать ответы в интернете, и только потом решить, надо ли тебе задавать вопрос в таком виде.» Я сам что-то слабо припоминаю, чтобы я задавал много вопросов где-то на форуме, буквально по пальцам одной руки можно перечислить вопросы, которые я задал за все время. Как-то хватало тех ответов, которые я находил самостоятельно в сети и книгах.

Мне давно запомнился следующий короткий пост Бернарда, который я тоже считаю уместным расположить по теме поста:

«Почему?» - не лучший вопрос.
«Почему?» не отображает настоящего желания получить новую информацию.
Скорее, он требует, чтобы ответ удовлетворил нашему стремлению оставаться в комфортной и хорошо известной системе координат.
Устраивающий вас ответ на «почему?» не даст вам новой информации и не откроет новые горизонты. Скорее всего он редуцирует могущий быть интересным вопрос в нечто скучное, что вы уже и так уже знаете.
Вот почему дети всегда спрашивают почему (а взрослые нет): их системы координат еще очень ограничены.
Давайте на примере.
Вы видите меня с гипсом на ноге.
Вы можете спросить меня: «Почему у вас на ноге гипс?»
Я могу ответить: «Потому что я сломал ногу». Это может вас удовлетворить. Вы достигли системы координат, где вам комфортно, и вы перестаете задавать вопросы.
Но, может быть, это еще не та система координат, к которой вы стремитесь, поэтому вы можете попробовать продолжить спрашивать:
«Почему вы сломали ногу?»
«Я поскользнулся на льду.»
Снова, если это подходит для вашей системы координат, вы будете удовлетворены и перестанете спрашивать. Или можете продолжить:
«Почему вы поскользнулись на льду?»
«Ну, потому что коэффициент трения льда (… следует долгое физическое объяснение)».
И т.д. и т.п.
В конце дня вы перестанете спрашивать почему, когда вы редуцируете что-то неизвестное (возможно даже нечто пугающее) к чему-то известному и успокаивающему. Вы превратили немного таинственный мир в жалкое вполне знакомое общее место.
Гораздо более лучшим вопросом будет «как».
Вместо того, чтобы спрашивать «Зачем вы испекли торт?» (в тривиальном ответе вы получите информацию о чьём-то дне рождения, и теперь придется покупать подарок), спросите «Как вы испекли торт?», и в награду получите рецепт!
Если вы находитесь в поисках причины, лучшие альтернативы к «почему» будут:
«Что останавливает вас?»
«Что произойдет, если…?»
Примеры: «Почему вы ходите в церковь каждое воскресенье?»
Лучше спросите: «Что случится, если я не буду ходить в церковь каждое воскресенье?»
«Похоже, что я не могу перестать курить, хотя хочу этого». Сказанное вместо «почему?»
Лучше спросите: «Что случиться, если ты перестанешь курить?»
Ответ, если он по-настоящему ищется, может изменить вашу жизнь.
Поэтому я предлагаю переименовать эту тему так:
«Простой вопрос: Как? Обсуждаем и отвечаем.»
(Что? Где? Когда? Кто? тоже хороши и гораздо лучше, чем «почему»).
С наилучшими пожеланиями,
Бернард.

------------------------------------------------------------------------------

Далее отрывки из статьи "Что музыканты могут узнать о практике занятий из современных исследований мозга":

Роль сна во время обучения.

Мэтью Уолкер с коллегами из Бостона провели серию экспериментов в 2002, 2003, 2005 годах по изучению влиянию сна на обучение моторному навыку. Основная парадигма экспериментов базировалась на разделение испытуемых людей на три группы. Первую группу обучали последовательности отстукивания пальцами (4-1-2-3-4, где 4 обозначает мизинец, а 1 - указательный палец)  в 10 часов утра, а потом группа тренировалась и тестировалась еще несколько раз в течение этого же дня. Вторую группу обучали той же самой задаче в 10 утра, но следующее тестирование провели только в 10 часов вечера. Затем вторую группу отпустили домой, чтобы они выспались и пришли на тестирование следующим утром в 10 часов. Третья группа обучалась задаче в 10 часов вечера, а повторное тестирование было проведено в 10 часов следующего утра. Результаты удивили. Первая группа постепенно в течение дня улучшала свои показатели с предсказуемой скоростью. Вторая группа показала то же самое линейное улучшение за день, но на утреннем тестировании следующего дня был выявлен большой скачок в улучшении показателей (измерялась скорость выполнения без потери точности). То же самое произошло с третьей группой, которую обучили вечером и второй раз протестировали утром - за ночь произошло значительное улучшение, хотя члены этой группы лишь спали! (Всех просили не тренироваться дома.) Еще более удивительным оказалось, что не было выявлено совершенно никакой взаимосвязи между тем, насколько хорошо человек тренировался днем, и насколько хорошо у него получалось после сна.

Как такое возможно, и что это означает? Ученые заключили, что последние результаты показывают, что обучение, обусловленное тренировками, и обучение, обусловленное сном, являются двумя независимыми процессами. Конечно, это не значит, что, если вы не тренируетесь, то будете совершенствоваться лишь посредством сна. Но это означает, что вы не должны недооценивать важность сна для обучения, особенно чему-то новому. Понимание этого поможет вам организовать свое тренировочное время более эффективно. Предположим, вам необходимо разучить большой объем музыки для выступления с оркестром, а у вас мало времени на разучивание. Вам будет лучше заниматься по 15 минут каждый день этой оркестровой музыкой, чем посвятить целый день перед концертом, чтобы «нахрапом» справиться с задачей. Почему? Потому что вам на помощь придут все имеющиеся перед концертом ночи, в которых ваш мозг будет работать над новой музыкой. И тогда вы сможете исполнить музыку лучше, потратив меньшее количество часов на занятия.

Когда вы разучиваете новое произведение, на которое у вас имеется достаточно много времени, использование сна также сделает ваши занятия более эффективными. Основной показатель, который улучшился во сне для участников эксперимента, являлся скоростью (по крайней мере именно она замерялась во время исследований). Так как её прирост в течение дня и её скачок после сна не взаимосвязаны, трата многих часов на овладение очень сложным быстрым пассажем в первые дни разучивания не окажется такой же эффективной, чем овладение ровной игрой в медленном темпе и предоставления паузы до следующего дня. На следующий день вы не только сможете сыграть этот пассаж быстрее, но вы затратите меньше времени на игру его в темпе, чем если бы вы пытались сделать это в один предыдущий день.

Вероятно, никто из вас не предположил бы, что обычный сон способен улучшать игру на инструменте, но исследования снова и снова показывают это. Влияние сна трудно изучать, но в данном случае ученые полагают, что понимают, как всё работает. Сон делится на две широких категории: фаза быстрого сна и фаза медленного сна. В фазе быстрого сна происходят сновидения. Обнаружено, что в так называемой второй стадии медленного сна происходит основное улучшение моторного навыка, в последней четверти всего ночного сна, когда активность второй стадии медленного сна находится на своем пике. Эти исследования также подчеркивают важность полноценного сна во время изучения чего-то нового. Полноценный сон в том исследовании определялся как состоящий из 8 часов, и только последние 2 часа этого сна играли особую важность для обучения. Полноценный ночной сон может оказаться даже более важным, чем мы полагаем.

Мысленная практика.

Другой удивительной находкой было то, насколько мысленная практика может помочь в совершенствовании навыков. Alvaro Pascual-Leone со своими коллегами из Национального Института Здоровья провели исследование, где они смотрели на влияние мысленной практики, и пришли к интересным выводам. В их эксперименте были задействованы две группы людей (не музыканты), которым предстояло разучить гамму из пяти нот (до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до) на фортепиано шестнадцатыми нотами до темпа 60 четвертей в минуту. Обе группы тренировались по два часа в день в течение пяти дней (в сумме 10 часов), но одной группе разрешили тренироваться только мысленно. Участникам этой группы не позволялось двигать пальцами. Ежедневно в конце занятия каждого участника тестировали, чтобы посмотреть насколько хорошо он мог сыграть гамму. Это было единственное время, когда участники из группы с мысленной тренировкой могли коснуться клавиатуры. Насколько бы ни легко это казалось для любого опытного музыканта, независимо от инструмента, это очень непросто для людей, не обладающих музыкальным опытом. В конце первого дня обоим группам было очень трудно сыграть гамму ровно, и они все время путались с пальцами. Однако, после пяти дней занятий та группа, которая тренировалась физически на фортепиано, могла сыграть гамму совершенно правильно. После пяти дней группа, которая занималась только мысленно, могла играть гамму на том же уровне, как группа с физической практикой после своих первых трех дней занятий. После этого группе с мысленной практикой позволили позаниматься два часа на клавиатуре, и они смогли освоить гамму до совершенства! Если подумать, то это удивительно. Никто из группы с мысленной практикой никогда раньше ни играл на фортепиано, но всего лишь через два часа фактических занятий, которым предшествовала мысленная практика, они могли исполнять гамму уверенно и совершенно правильно, на что группе с физической практикой потребовалось 10 часов!

Ученые обнаружили в этом исследовании и другое, что оказалось более удивительным. В конце каждого дня в дополнение к проверке на качество исполнения гаммы у участников измеряли моторный участок коры головного мозга с помощью технологии транскраниальной магнитной стимуляции (TMS). Как можно было ожидать, в группе с ежедневной физической практикой участок коры, ответственный за движение пальцев, постоянно становился больше. Однако, также было обнаружено, что в группе с мысленной практикой тот же участок коры тоже рос почти идентичным образом. Это значит, что группа с мысленной практикой не только разучивала новый навык посредством размышления о нём, но и фактически меняла свой мозг!

Эти находки, очевидно, имеют важные последствия на наши взгляды на занятия музыкой. Авторы этого исследования делают вывод:
«Мысленная практика может ускорить овладение новым моторным навыком, имея в обеспечении хорошо подходящую когнитивную модель для требуемого моторного действия до начала физической тренировки. Похоже, что это ставит субъектов в преимущественное положение в дальнейшем овладении навыком с минимальными физическими тренировками. Комбинация мысленной и физической практики приводит к более высокому прогрессу, чем одни только физические тренировки.»

Часто мы сталкиваемся с проблемой, что не можем заниматься столько, сколько нам хотелось бы или нужно, либо из-за травмы, либо из-за отсутствия доступа к инструменту (например, во время поездки). Именно в это время мысленная практика может считаться необходимой. В качестве дополнения к физическим занятиям мысленная практика способна помочь нам развиваться гораздо быстрее, чем если бы вы ограничивались только занятиями за инструментом. Вспомните из обсуждения выше, что, например, когда скрипачка играет на воображаемой скрипке, её слуховой участок коры головного мозга также активируется, и когда пианист слушает запись того произведения, над которым он работает и хорошо его знает, его моторный участок коры также активируется. Слушание, пение и движение, а ровно как и просто обдумывание нашей музыки без доступа к инструменту помогают нам улучшать свои навыки в игре. Когда настает время фактически сыграть то, что мы мысленно отрабатывали, нам потребуется меньше времени, чтобы достигнуть желаемого уровня, нежели если бы мы занимались только за инструментом. В этом нет магии, это работает потому, что, когда вы размышляете об игре, вы реально меняете свой мозг.

Наш мозг меняется постоянно, особенно когда мы ежедневно делаем что-то такое сложное и трудное как игра на музыкальном инструменте. К счастью, осознание этого и понимание путей, по которым наш мозг должен поменяться, прежде чем мы сможем что-то хорошо играть, помогут нам организовывать и планировать время занятий. Однако, настолько же важно помнить, что происходит, когда мы не играем: происходящие в мозге изменения во время сна и польза от мысленной практики. Сами музыкальные занятия являются таким же искусством, как и музыкальное исполнение, и умное построение занятий, чтобы извлечь максимальную пользу из наших природных способностей мозга, только усилит нашу музыкальную артистичность.

-------------------------------------------------------------

Подводя собственный итог вышесказанному, я полагаю, что с учетом внутренних размышлений о музыке обучение игре физически происходит у заинтересованных в ней постоянно, в любые моменты дня и ночи. Поэтому музыканты говорят об обучении игре скорее как об образе жизни, а не как о периоде в 10 000 часов, которые следует преодолеть.

А это ролик, в котором можно посмотреть из головы музыканта и ощутить себя самостоятельно играющим. ))

image Click to view



обучение, сознательное бессознательное, музыка и мозг, мысленная практика

Previous post Next post
Up