Как воспитать творческого ребёнка.

Feb 01, 2016 20:49


Перестал замечать в форумах, блогах, статьях и интервью что-то особенно интересное, что подходило бы для перевода и публикации в своем блоге. Повышенный интерес к техническим частностям я проехал, и история этого интереса отражена в моих постах - о чем голова болела на каждый момент развития, то приблизительно и переводил. Безусловно, сейчас появились более яркие статьи по ранее затронутым вопросам, но мне те темы уже не так близки, внутри себя я их как-то отрешил, пережевал. С остаточным любопытством не чураюсь их и приглядываю, когда под руку попадаются, но это уже пассивный мониторинг, как правило ничего до конца и не дочитываю. Для тех, кто интересуется техническими вопросами игры - а таковых читателей судя по статистике посещений блога больше всего - нелишне будет напомнить о существовании блога Грэхама Фитча. По нему чаще встречаю очень теплые отзывы на форумах, и сам я с удовольствием перевёл несколько его постов. Он, да Чанг, да Бернард - вот вся интернет команда по минимуму, которых можно изучать пытливому уму в самом начале. В отношении психологии игры мне показался вполне достаточным «пуленепробиваемый музыкант». Именно эти люди объемно, без воды и самолюбования хорошо сделали своё дело. ИМХО. Я субъективен, говорю только о своем опыте чтения интернета.


Конечно, очень много и других интересных людей мне попадалось, но их вклад был все же несоизмерим по объему доступного и полезного материала. Много просто пустой болтовни, после которой не остается никакого сухого остатка. И к сожалению, надо признать, что на русском языке мало чего можно найти. Несомненно, мне встретились несколько крайне полезных книг таких авторов как Нейгауз, Гофман, Савшинский, Шмидт-Шкловская, и других, но все это книги мастеров прошлого века, советской эпохи. Чего-то удобоваримого по-русски для взрослых любителей, озабоченных вопросами техники игры, я не встретил в интернете 21-го века. Куча каких-то курсов, роликов ютюба, но все как-то совсем из других весовых (умственных) категорий. Не обязательно более низких категорий, лекции Аркадьева, например, по Баху просто выше, и поэтому кажутся заумными для моего уровня. (Кстати, на днях он анонсировал свою новую книгу, может она окажется более доступной для понимания начинающими). Так что учите, люди, английский язык, если самостоятельно хотите учиться и при этом пользоваться наиболее эффективным мировым учебным материалом, включая возможность с кем-то обсуждать свои узкие вопросы. Да, мне уже кажется, что и делов-то - научиться читать по-английски - совсем никаких! Бернард, говорит, овладел языком (чтением, письмом, речью) за три месяца, а тут нужно только научиться читать. Думаю, за год можно уложиться, если начать с нуля. Если не получается выучить английский, то возникает вопрос, а почему вы думаете, что тогда с фортепиано у вас получится? Дисциплина обучения фортепиано ведь на порядок сложнее дисциплины разучивания чтения иностранного языка.

За последнее время мне понравились такие ролики на YouTube как интервью с Сеймуром Бернштейном, 4-частный фильм с рассуждениями Билла Эванса, интервью с Майлс Дэвисом. Вот оно всё из первых рук, без всяких пересказов, всё по делу, но нет совершенно никакой возможности всё это переводить для блога. Слишком затратно. И опять же всё, только что упомянутое, не касается сугубо технических приемов игры, а больше философского плана. Это мне интересно, но не факт, что эти разговоры так уж волнуют других.
На данном этапе у меня интерес к холистическим аспектам обучения, т.е. ко всей целостности встраивания обучения игре в жизнь. При этом многое умное и интересное в интернете из других областей нежели музыка мне начинает казаться имеющим какое-то отношение к моим занятиям на фортепиано. Потому что это как жизнь, и закономерности общие. Чтобы улучшить свою игру я больше сейчас озабочен, как попасть в правильное психологическое состояние, какие выстроить внутренние отношения, а, значит, как воспринимать окружающую (и внутреннюю!) действительность, нежели что-то там техническое. Потому что именно в этом я усматриваю возможность дальнейшего качественного скачка в игре для себя.
И для примера холистических рассуждений об обучении я предлагаю ниже перевод свежей статьи из Нью-Йорк Таймс How to Raise a Creative Child. Step One: Back Off с небольшими сокращениями. При некоторой фантазии можно представить, что речь не обязательно идет о детях. Попробуйте относить сказанное к своей манере учить что-то новое.

Как воспитать творческого ребёнка. Шаг первый: отстаньте от него.



Они обучаются читать в 2 года, играют Баха в 4 года, выполняют арифметические действия в 6 лет, а к 8 годам бегло говорят на иностранных языках. Их одноклассники страдают от зависти, а родители радуются выигранной лотерее. Но, перефразируя Т.С.Элиота, их карьеры скорее приведут к нытью, чем к взрыву.

Посмотрим на самую престижную победу для научно одаренных старшеклассников в конкурсе поиска талантов в Вестингаузе, названным научным Супер Кубком одним американским президентом. С самого начала его истории в 1942 году и до 1994 года финалистами конкурса были признаны более 2000 одаренных подростков. Но только 1 процент из них дошел до принятия в Национальную Научную Академию, и лишь восемь человек завоевали Нобелевскую премию.

Вундеркинды редко становятся взрослыми гениями, которые меняют мир. Мы полагаем, что им, должно быть, не хватает социальных и эмоциональных навыков для функционирования в обществе. Но когда мы смотрим на факты, такого объяснения недостаточно: менее четверти одаренных детей испытывают социальные и эмоциональные проблемы. Громадное большинство из них хорошо приспособлены - побеждают одновременно и на коктейльных вечеринках, и в грамотности.

Их сдерживает то, что они не учатся оригинальности. Они прилагают все силы, чтобы понравиться родителям и вызвать восхищение у учителей. Но когда дело доходит до выступления в Карнеги Холле или завоевания титула шахматного чемпиона, случается нечто неожиданное: практика доводит до совершенства, но она не создает новое.

Одаренные дети постигают исполнение величайших мелодий Моцарта, но редко сами сочиняют собственную музыку. Они фокусируют свою энергию на овладении имеющимися научными знаниями, не производя при этом новых открытий. Они сообразовываются с кодифицированными правилами вместо того, чтобы изобретать свои. Исследования показывают, что наиболее творческие дети наименее всех остальных становятся любимчиками учителей, и поэтому многие из них приобретают привычку держать при себе свои оригинальные идеи. В терминах языка критика Вильяма Дерезивич они становятся отличными овцами.

Став взрослыми, многие вундеркинды оказываются экспертами в своих областях и занимают руководящие посты. Однако, «лишь малая часть одаренных детей становится в конце концов взрослыми революционными творцами» - высказывает сожаление психолог Элен Виннер. «Те, кто доходит до этого, вынуждены проходить через болезненное преобразование» во взрослого, который «в конечном итоге переделывает сферу деятельности».

Большинство вундеркиндов никогда не делают такой скачок. Они применяют свои необычайные способности блистая в своей работе, но не вызывая никаких волн. Они становятся врачами, которые лечат своих пациентов, но не борются за исправление негодной медицинской системы, или адвокатами, которые защищают своих клиентов от несправедливых поборов, но не пытаются менять сами законы.

Так что же требуется для воспитания творческого ребенка? В одном исследовании проводилось сравнение семей с детьми, которые котировались в 5 процентах наиболее творческих детей в школе, с теми семьями, где дети не были особенно творческими. Родители обычных детей в среднем устанавливали шесть правил поведения дома, касающихся графика выполнения домашних заданий и отхода ко сну. Родители детей с высоким творчеством в среднем имели менее одного такого правила.

Может быть творчество трудно воспитать, но ему легко помешать. Ограничивая правила, родители побуждают своих детей думать самостоятельно. Они стремятся «делать упор на моральные ценности вместо определенных правил», - сообщает Гарвардский психолог Тереза Эмейбил.

Да, родители творческих детей поощряли их на совершенство и достижение успеха, но они также поощряли на нахождение «радости в работе». У их детей была свобода расставить свои приоритеты и найти свои собственные интересы. А это позволяло детям становиться творческими взрослыми людьми.

Когда психолог Бенджамин Блум провел исследование ранних корней творчества у музыкантов с мировой известностью, артистов, спортсменов и ученых, он обнаружил, что их родители не помышляли о воспитании детей-звезд. Они не были в роли сержантов на плацу или поставщиками рабов. Они прислушивались к внутренней мотивации своих детей. Когда дети проявляли интерес к чему-либо, родители поддерживали их.

У концертных пианистов высшего уровня не было элитных учителей с младенческого возраста, первые свои уроки они получали от живущих по соседству, кто сделал обучение радостным. Моцарт проявил интерес к музыке до уроков, а не наоборот. Мэри Лу Уильямс научилась играть на фортепиано сама, Ицхак Перман начал самостоятельно изучать игру на скрипке после отказа в зачислении в музыкальную школу.

Исследователи обнаружили, что, чем больше мы занимаемся, тем больше мы увязаем в колее - оказываемся в ловушке одних и тех же образов мышления. Эксперты по игре в бридж испытывают больше трудностей, чем новички при адаптации к новым правилам игры, опытные бухгалтеры действуют хуже новичков в применении новых налоговых правил.

Есть доказательства, что творческий вклад зависит от широты, а не только от глубины наших знаний и опыта. В индустрии моды самые оригинальные коллекции появляются у тех кутюрье, кто много времени работал за рубежом. В научной деятельности завоевание Нобелевской премии менее относится к гению в узкой области, а более к тому, кто интересуется разными направлениями. По отношению к обычным ученым нобелевские лауреаты в науке в 22 раза чаще оказываются еще и актерами, танцорами и фокусниками; в 12 раз чаще пишут стихи, пьесы и романы; в 7 раз чаще занимаются искусствами и ремеслами; и в 2 раза чаще играют на музыкальном инструменте или сочиняют музыку.

Никто не заставляет этих выдающихся ученых заниматься своим хобби по искусству. Оно отражает их любопытство. И иногда это любопытство приводит к озареньям и открытиям. «Теория относительности открылась мне интуитивно, и музыка является движущей силой этой интуиции», - писал Альберт Эйнштейн. Его мать записала его на уроки по скрипке в возрасте 5 лет, но ему это не было интересно. Его любовь к музыке расцвела только в подростковом возрасте после того, как он бросил посещение уроков и столкнулся с сонатами Моцарта. «Любовь - лучший учитель, чем чувство долга», - сказал он.

Попытайтесь запрограммировать некий успех и в лучшем случае получите амбициозного робота. Если вы хотите, чтобы ваши дети привнесли оригинальные идеи в этот мир, вы должны дать им возможность преследовать их страсти, не ваши.

image Click to view



(Весь альбом Avi Darash - Impermanence можно послушать здесь.)


уроки музыки, обучение, обучение детей

Previous post Next post
Up