Физик Зверев В.А.: отечественный пример самоучки

Nov 10, 2015 17:28


Насколько я помню, в своем журнале я еще не приводил примеров отечественных самоучек. На днях я познакомился с интересным человеком, Зверевым Виталием Анатольевичем, который прошел очень длинный путь самоучки в игре на фортепиано. Виталию Анатольевичу сегодня 91 год, а начал он пробовать обучаться в 23 года. У него не было особого времени для занятий, так как он был плотно загружен свой научной работой физика на передовом уровне и возглавлял институт. Он доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Наук, Лауреат Государственной премии СССР 1985 года, советник РАН. Кроме того, какие были в те времена возможности получения и обмена информацией для взрослого самоучки по методам обучения - вряд ли какие вообще, кроме редких эпизодических личных встреч с теми, кто умел играть. Не было ни интернета, ни Youtube, да и из книг лично я помню только «Самоучитель игры на фортепиано» Мохеля и Зиминой, где советов, собственно никаких и нет, одни ноты и теория. Поэтому на достижения Зверева надо смотреть, опять же понимая контекст. В его опыте ценен психологический настрой человека в течение всей жизни, и какое удовольствие он сам получает от своей игры. Это заражает. В то же самое время вижу и другую поучительную для других пользу от представленных им результатов: можно посмотреть, как через много лет сложится игра, если сразу разучивать сложные произведения. Виталий Анатольевич брался с самого начала за разучивание очень сложных произведений. Как он говорит, у него нет простых произведений, чтобы сыграть кому-то. Так ли уж такой выбор был правилен и хорошо ли это? И через десятки лет разучивания сложное произведение так и не доходит до надлежащего уровня, если оно было взято все же несвоевременно. Это моя критика. Но это я сейчас так говорю, потому что успел прочитать у многих учителей, как такой поход проявит себя, и сам испытал на себе последствия. Вряд ли Виталий Анатольевич сам мог пойти по другому пути, поэтому я отнюдь не попрекаю его за им избранный подход. Всё же главное, что он показывает пример, как можно всю жизнь держаться того, что действительно любишь, не взирая на все неблагоприятные для этого обстоятельства. Виталий Анатольевич очень здраво рассуждает для своего возраста, не добавили ли занятия музыкой своего вклада в это? Кроме того, я заметил что во всех своих примерах игры он играет по памяти!


image Click to view



Ниже привожу выдержку из его рассказа:

Занимаясь музыкой, я понял, почему музыканты и балерины не гордятся своим искусством в той мере, как это следовало бы делать, учитывая всю неординарность их искусства. Это можно объяснить весьма просто. Всю человеческую деятельность можно разделить на два класса по одному параметру, а, именно по трудности совершения. Некоторые вещи делать легко, а ряд вещей делать трудно. При этом человек всегда склонен гордится именно тем, что ему делать трудно и, сравнительно, мало склонен гордится тем, что ему делать легко. Если же речь идет не о человеке, который что-то делает, а о людях, которые его деятельность воспринимают, то наблюдается совсем иная картина. Здесь фигурируют иные критерии, которые могут не совпадать с тем легко или трудно делается то или иное действие, которое оценивается окружающими. Да и с критерием трудности во время восприятия происходит метаморфоза. Человека может в другом восхищать то, что ему самому трудно было бы сделать. Музыка и танцы могут вызывать восхищение в том и только в том случае, когда трудностей исполнения не заметно. Этого можно наверняка добиться в том случае, если исполнителю на самом деле исполнение дается легко, без всяких трудностей. Именно в этом случае он сам не склонен этим гордится, так как это ему самому легко делать. Настоящему музыканту или балерине не приходит в голову гордится своей работой, так как они очень легко с ней справляются. В том, что музыкальное исполнение сложных вещей может получаться очень легко, я убедился на собственном опыте. Я писал уже, что вначале не мог никак одолеть начальные такты патетической сонаты Бетховена и ограничивался только первыми ее аккордами. Однако я был в то время очень горд тем, что я сумел с невероятным трудом сыграть несколько первых аккордов патетической и был тогда гораздо больше горд этим, чем теперь, когда я свободно, в нужном темпе, легко, играю всю эту сонату. Теперь я свободно, не испытывая трудностей, играю не только эту сонату, а и ряд других сонат Бетховена, а также чарующие произведения Рахманинова, Листа, Шопена, Шуберта, Шумана, Грига, Чайковского. Критерий отбора при этом оставался неизменным - это совсем не трудность или легкость исполнения. Я имел дело только с такими произведениями, которые вызывают во мне то чувство радости и оптимизма, которое возникло во мне под влиянием музыки еще в далеком детстве, когда я впервые осознал, что значит для человека хорошая музыка.

Интерес и любовь к музыке должны являться одной из главных целей музыкального образования. Утрата этого интереса в результате обучения игре на пианино сводит все усилия на нет. Мой пример замечателен тем, что показывает роль этого интереса при обучении. Оказывается, что интерес к музыке является не только необходимым, а и достаточным условием для обучения. В моем примере было столько мешающих факторов и таких серьезных как отсутствие способностей, слишком позднее начало, полное отсутствие времени и т.д. и т.п., а интерес все это преодолел и не утратился в процессе обучения, а только возрос. Мой пример показывает, что, в принципе, возможна такая система музыкального образования, которая способствует не только обучению исполнительскому искусству, а способна создавать и увеличивать интерес к музыке, а не утрачивать его.

Целиком прочитать его рассказ о том, как он обучался музыке можно здесь: https://yadi.sk/i/nrRQmCrPj3Adk
Посмотреть примеры его игры можно здесь: https://yadi.sk/d/jdZIJi3sk9SuJ
И есть еще часовое интервью с ним на Youtube: https://youtu.be/EZ1c-wosevQ


самообучение, Обучение взрослых музыке, Зверев В.А.

Previous post Next post
Up