Рон Дротос об обучении джазовому фортепиано

Oct 03, 2015 14:47

Продолжая оставаться в сфере интересов "учения об учении", т.е. мета-учении, публикую пару постов из блога Рона Дротоса (Ron Drotos), который преподает джазовое фортепиано. Мне понравился стиль его блога. Для примера один переведенный пост взят из начала блога, а второй из его конца. Отдельно приведу прежде выдержку из его ответа на чей-то комментарий:

…Помните, однако, что это все менее похоже на строительство здания, но больше похоже на поливку растений: в действительности мы часто не занимаемся возведением башен из наших мечтаний, а лишь всегда находим несколько минут, чтобы полить наши растения. И мы обнаруживаем, что всего лишь долей регулярного каждодневного внимания наши цветы растут и расцветают. То же самое с нашей игрой.




Наиболее эффективный способ изучения теории по джазовому фортепиано

Если вы тот тип джазового пианиста, кому нравится изучать много джазовых теорий одновременно, тогда, бога ради, продолжайте этим заниматься. Интеллектуальный процесс мотивирует вас продолжать обучение, и вам нравится этот процесс.  Ничего не меняйте в том, как вы подходите к обучению.

Однако, для большинства пианистов такой метод не очень хорошо работает. Ко мне все время приходят новые ученики, которые с воодушевлением принимались за чтение учебников по джазу, но обнаруживали, что те слишком «напичканы» теорией. Всё, что в них говорится правильно, но для текущего обучения то содержание просто оказывалось слишком преждевременным. Поэтому ученики начинали скучать и быстро теряли интерес. Это подобно тому, как если бы ребёнку, только ещё начинающему ходить, пришлось бы изучать «теорию ходьбы», или что-нибудь настолько же нелепое.

Хорошая новость заключается в том, что никто из выдающихся джазовых исполнителей не обучался таким образом! Они обучались через слушание большого объема джаза, начиная разучивать мелодии и погружаясь прямо в них. Когда они узнавали что-то немногое из теории, например, гамму или голосовой состав аккорда, они проводили многие дни, недели и даже месяцы, прикладывая эту новую информацию ко всему, что они исполняли. Только когда подчерпнутое становилось простым и естественным в игре, они готовы были ознакомиться с еще какой-нибудь небольшой частью теории.

Мой учитель Билли Тейлор рассказывал, что он и его сверстники именно так учились, и такой же подход сработал и в моём случае. В джазе слишком много теоретической информации, чтобы разучить её с ходу. Кроме того, в этом нет никакой необходимости.

Вместо ощущения в себе необходимости узнать обо всём сразу, начните с выбора всего лишь одного теоретического факта. Это может быть квартовое распределение голосов в аккорде или дорийский лад. Что бы вы не выбрали, попытайтесь применить избранную концепцию ко всему, что вы играете. Поиграйтесь с ней и порадуйтесь новым звукам, которые извлекаются вашими руками. Погоняйте во всех 12 тональностях и на многих, многих песнях. На какое-то время это займёт вас, а потом, когда разучиваемое станет настолько легким, что вам больше не приходится о нём думать, вы станете готовы к восприятию следующего кусочка теории.

Такой музыкальный подход будет поддерживать ваш интерес, мотивацию и воодушевление многие годы, а ваша способность в игре будет улучшаться со скоростью соответствующей вашему знанию теории. В конце концов, разве не этого вы всегда хотели?

Музыкальная мудрость от Телониуса Монка и Кита Ричардса

Куда бы вы не взглянули, везде кто-то дает советы по музыке ученикам. Разучи это, играй так, разбирай медленно, играй быстро, слушай совет, не слушай советов, и т.д. Будучи учителем, я тоже также поступаю. В конце концов, именно этого люди от меня и ждут. Если я не предложу им чего-то для занятий, они не будут считать, что я сделал свою работу. И, конечно, у меня есть некий опыт, которым я могу поделиться с другими, и который им покажется полезным. Также я пытаюсь передать дальше то, что я узнал от своих собственных учителей.

С другой стороны, я понимаю, что «обучение» - это монета с двумя сторонами. На одной стороне находится тот факт, что ученики развиваются быстрее, когда им представлен четкий пошаговый путь обучения. Это похоже на изучение иностранного языка: сначала вы разучиваете базовый словарь, затем вы начинаете соединять слова во фразы, далее вы учитесь спрягать глаголы и т.д. Доказано, что вы выучиваете язык следуя именно этим шагам.

Однако, так как я был изначально самоучкой в музыке, тонкий голосок внутри меня кричит: «Постойте! Дайте ученику самому найти свой путь! Каждый раз, когда вы заставляете их разучить определенную голосовую структуру аккорда, вы может быть ограждаете их от нахождения 5 других уникальных структур и радости от собственной находки!» Великий джазовый пианист Билл Эванс отказывался учить своего брата как играть красивые раскладки аккордов. Когда брат спросил почему, Билл ответил: «Потому что я не хочу лишить тебя радости от собственных находок.» Конечно, обратной стороной ЭТОЙ монеты является то, что не у каждого имеется мотивация находить эти вещи самостоятельно.

По мере того, как музыкальное образование становится все более институционным и кодифицированным, чем должен заниматься учитель?

Помню услышанный рассказ о том, как великий джазовый пианист Телониус Монк давал мастер класс для группы молодых джазовых учеников. После того, как они сыграли ему композицию, Монк долго думал, а затем попросил их сыграть её снова. Опять надолго задумался и наконец сказал: «Что ж, полагаю надо просто продолжать искать!» Этот анекдот часто приводится с целью показать, что Монк не был очень способным к формулировкам учителем. Но может быть в этом была его мысль. На YouTube есть видео, где гитариста Кита Ричардса спрашивают дать совет для молодых музыкантов. Он фактически сказал то же самое. Но затем он пояснил. Он сказал, что следует «просто продолжать процесс продолжения», потому что, когда вы интересуетесь одной вещью, она зажигает интерес в другой вещи. И так далее, и так далее. Вы откроете свой собственный путь. Сами. Разве может быть большая радость?

Поэтому, когда я сегодня обучаю музыке, я пытаюсь балансировать между этими двумя аспектами. Как я могу направлять ученика к приобретению основных необходимых навыков, не нарушая их естественное любопытство и инициативу? Вот это вызов!

image Click to view



обучение игре на фортепиано, ron drotos, джаз

Previous post Next post
Up