Мне всегда интересно читать живые истории от обычных людей, которые решились учиться игре на фортепиано в зрелом возрасте. Аналитические статьи от умудренных экспертов и учителей музыки, конечно, важны, но душевная составляющая смысла игры, вне зависимости от достигнутого уровня техники, с особым чувством ощущается в описаниях из первых рук от простых людей на фоне всех их ошибок и усилий. Вот, например, выдержки из темы
Пожилой ученик начинает - каковы надежды??? на форуме pianoworld:
richpink:
Всем привет,
Толкаю свой 71-й год и только что стал брать уроки по фортепиано. Приносит большую радость. Спросил своего учителя, который слишком молод, чтобы понять, о потенциальных ограничениях моего прогресса из-за возраста; меньшая гибкость, меньшая скорость.
У кого какие соображения? Персональный опыт? Какие-нибудь методы, чтобы прорваться, или как преодолеть занятиями проблемы?
Заранее благодарю,
Рич из Бостона
--------------------------------------------------------------
Richpink, возраст лишь число! Гибкость улучшится, но вы должны расслабляться. Скованные мышцы не действуют так же легко как расслабленные, это химия. Скорость придет со временем, но вы должны оставаться терпеливым. Медленное и аккуратное разучивание поможет вам достигнуть скорости, опять же необходимо терпение.
Я не приступал к обучению с учителем, пока мне не стало около 39 лет. Я представлял из себя горячую мешанину достаточно долгое время. Успехи в игре на фортепиано требуют времени, и я не могу представить лучший способ проводить свое время данное мне на земле.
Желаю вам всего наилучшего. Вы сможете сделать это!!!
Счастливой фортепианной игры!
-------------------------------------------------------------
Я только что вошел в свои 40-е годы, поэтому у меня нет опыта того, что там происходит в 70-е, но могу предложить свой взгляд, будучи взрослым, вернувшимся к фортепиано после занятий в детстве, о том, что произошло со мной после перерыва в 20 лет в середине.
1) Тело/мозг становятся медленнее в реакции и в обучении.
2) Работа и финансовые обязательства становятся отвлекающим фактором… если вы уже преодолели этот этап, то у вас появляется преимущество в игре.
3) Медленные, ежедневные повторения - ваши друзья.
4) Прогресс приходит медленно.
Лучшими факторами в корзинке являются:
1) Занятия раздельными руками, чтобы достичь гибкости и скорости… концентрируйтесь на движении, звуке и ощущениях.
2) Обдумывайте маленький отрезок для отработки, делайте его еще меньше и никогда не занимайтесь слишком долго… вы не добьетесь правильного исполнения в единичном занятии, дайте пройти ночи и хорошему сну, завтра станет лучше… повторяйте снова, снова, и снова.
3) Поддерживайте свой интерес. Не каждое произведение должно становиться совершенным, разделите их на три группы. Одни вы желаете доводить до совершенства сейчас, к другим вы вернетесь позже, третьи нужны вам лишь для того, чтобы набрать километраж.
-------------------------------------------------------------
… Возраст не имеет никакого ограничения в отношении обучения!
Да, мы можем становиться медленнее, но я нахожу, что мы более прилежны, и учителям, по крайней мере моему учителю, нравится давать более развернутые объяснения, которые молодые ученики не понимают или не извлекают их них пользу.
Я как раз на «правильной половине» своих 70-х, и начал свое фортепианное приключение 5 лет назад. Для меня оно оказалось мучительно медленным. Но имея исключительно квалифицированного учителя (обучившегося в Советском Союзе), которая обожает учить, это её работа на полный рабочий день, плюс её терпение и Усердие, делает всё очень радостным.
Что касается ограничений: мы ВСЕ достигаем их рано или поздно, но это не должно никого останавливать. Хороший учитель адаптирует музыкальные произведения и стиль обучения под вас. Остеартроз - мой мучитель. Я могу комфортно взять интервал в 7 клавиш, но октава требует больших усилий и иногда недостижима. Артроз рук может замедлить вашу игру. НО Хорошая Новость в том, что игра на фортепиано существенно замедлило развитие артроза у меня (одна из основных причин, почему я взялся за игру на фортепиано, улучшение/поддержание умственных способностей была второй причиной). Я обнаружил, что удерживание себя в тепле во время занятий, делает их легче. Зимой я играю с наброшенным на плечи электрическим пледом, и не надо смеяться, но выполнение нескольких осторожных, легких упражнений на растяжение в верхней части тела, руках и плечах, может предотвратить мышечную боль, которая возникает из-за излишнего напряжения или неправильной посадки во время игры.
…
Не знаю ваши цели, но принимайте участие в выступлениях и играйте для других, насколько это возможно. Некоторые школы проводят ежемесячные концерты. Это поможет улучшить вашу игру, в добавок подстегнет вас к заучиванию наизусть нескольких произведений. Когда я все еще работал, я постоянно выступал с презентациями перед большими группами людей без всякого волнения. Мои первые два выступления оказались скомканными, но теперь они уже не представляют проблему. Хотя я все еще испытываю трудности, играя на другом рояле нежели у моего учителя или у меня.
----------------------------------------------------------
richpink:
Благодарю всех за ответы. Фортепиано пока является одиноким времяпрепровождением, поэтому мне было отрадно увидеть, что другие встречали и преодолевали проблемы. Спасибо всем, что поделились мыслями.
Что касается пианиста/учителя с Советским образованием, моя учительница той же породы и подходит под описание. Урок проходил в конце длинного дня с большим количеством работы. «У нас остается пара минут», - сказала она. Я был уставшим и произнес: «Нам нет необходимости быть точными.» «Мы должны быть точными»,- сказала она.
Я много узнаю, она отличный учитель и настроена, что все получится.
-----------------------------------------------------------
Я должен не согласиться - возраст оказывает влияние на обучение. Мы обучаемся медленнее и можем оказаться быть неспособными делать всё, что нам хочется. Но в пределах досягаемости остается еще очень многое.
Мне 61 год, так что я моложе, чем вы, но я сталкиваюсь со своими собственным набором проблемам.
…
Но музыка определенно делает меня моложе, и доставляет огромную радость играть каждый день. Не бросайте игру из-за возраста - столько радости заключено в фортепиано.
-----------------------------------------------------------
Есть достаточно длинная и содержательная статья о взрослых учениках, опубликованная в университете Джона Хопкинса:
http://education.jhu.edu/PD/newhorizons/lifelonglearning/higher-education/implications/-----------------------------------------------------------
….
Пока со зрением нормально, но скорость и гибкость в игре даются с трудом. Мне скоро будет 60, но прошедшие 21 месяц были для меня удивительными.
Приступайте!
-----------------------------------------------------------
Мне будет 65 через несколько недель. Я беру уроки полтора года, а перед этим несколько лет самообучался. Я считаю, что действительно трудно (и не особенно полезно) делать обобщения о возрасте и обучении игре на фортепиано. Так многое зависит от того, насколько потрепало вас время, и вы сами потрепали себя.
Возможно самым большим ограничением позднего начала изучения фортепиано является то, что эта деятельность требует долгого периода для изучения - время на скамье, занятия, игра, создание комфортности в игре на клавиатуре. Просто меньше остается времени, чтобы заткнуть это всё за пояс. Но это не важно, imo. Всегда всё дело в процессе, который для многих, оадостен сам по себе.
-----------------------------------------------------------
Мне исполнится 65 лет на следующей неделе. Я очень давно играю на фортепиано, но у меня никогда не было учителя, и я развивал свои навыки очень медленно. Я все еще работаю полный рабочий день и пока не собираюсь уходить на пенсию. Поэтому у меня ограниченное время для занятий, в среднем я провожу за ними 45 минут в день.
Я думаю, что сейчас играю лучше, чем раньше. Может быть потому, что моя способность судить о своей игре не осталась той же, что была.
Зрение не является преградой. Обычно я ношу очки, но снимаю их, когда читаю по нотам (а также при работе за компьютером).
Я не испытываю проблем с разучиванием новых произведений (в пределах моих технических способностей). Может быть я трачу большее время до доведения их до полного темпа, но я не вижу в этом большой проблемы.
Запоминаю я так же хорошо или даже лучше, чем в более молодом возрасте.
Вам может показаться странным, что я оказался не подверженным проблемам возраста, но в моём случае я наблюдаю улучшение потому, что я постепенно избавляюсь от большого препятствия - плохих привычек. Мне кажется, что вполне возможно продолжать развиваться как пианист далеко после 60. И согласен с Сэмом. Музыка делает меня моложе, это источник огромной радости и удовлетворения.
-----------------------------------------------------------
Мне как раз исполняется 66 лет, и я изучаю и играю на фортепиано серьёзно около двух лет, без учителя. Я пользуюсь программой Piano Marvel (по интернету для людей с цифровыми инструментами) и упражнениями Ганона. Планирую нанять учителя в январе 2016 и брать уроки в течение двух лет, чтобы достигнуть того уровня, который получится.
Но есть один фактор - я на самом деле не могу играть на фортепиано, или по крайней мере считается, что не могу. Из-за небольшой генетической деформации мои руки всегда излишне искривлены, хотя они не испытывают проблем в распрямлении на черных клавишах или в игре октавами. Я никогда не стану Горовицем, не только по этой причине, но я способна играть достаточно сложные произведения без проблем.
Возраст - другая история. Я запомнила ряд произведений, которые я достаточно регулярно играю, что они стали музыкальны по форме, но я не могу играть долго в одном занятии. После того, как я проиграю заученные песни, скажем, за час, я начинаю спотыкаться и делать плохие ошибки. В такой момент я останавливаю занятие и делаю что-нибудь еще, например, смотрю фильм. Позже этим же днем, может быть после послеобеденного сна, я способна вернуться к фортепиано освеженной, хотя и не способна играть так же долго. …
Существо вопроса в том, что большинство нас пожилых испытывают ограничения в выносливости и способности учиться. Но после принятия этого во внимание, обучение использованию фортепиано, чтобы выражать музыку в наших душах, делает занятия стоящими.
----------------------------------------------------------
Возраст может быть или не быть фактором, но не отвлекайтесь на него. Мне 67 лет и два месяца назад я получила свой первый урок по фортепиано за прошедшие 55 лет. У меня замечательно получается, и моё раздражение позитивно, подразумевая, что, когда я начинаю разучивать что-то новое, то сначала оно звучит плохо, но, если я продолжаю, то эта мешанина становится более приятной мешаниной. Мои проблемы, которые могут иметь отношение к возрасту, а могут не иметь:
- посадка. Моя спина устает задолго до моих рук. Иногда я пользуюсь стулом вместо скамьи.
- умственная усталость. Мой мозг устает гораздо раньше моих рук.
Обе этих проблемы относятся к периоду занятий полутора часов. Это не останавливает меня от чтения теории или интенсивного слушания.
- запоминание. Думаю, что во мне отсутствует ген запоминания. У меня отличная память (моя жена запрещает мне смотреть Jeopardy), но, когда дело доходит до мелодий или даже слов песен, кажется, что запоминание происходит эпизодически.
Просто делайте, что можете, и не беспокойтесь.
----------------------------------------------------------
Это в твоей крови. Я не стал бы связываться с таким, а вы?
----------------------------------------------------------
В качестве заключительного ролика нашел вот этот, где играет 78 летняя австралийская женщина, страдающая болезнью Альцгеймера, диагностированной у нее восмью годами ранее. Через два года после записи она уже умерла. На момент записи она уже была не способна себя кормить, писать, смотреть телевизор, самостоятельно ходить в туалет, и многое другое. Она уже никого не узнавала, хотя после 30 минут еще могла вспомнить своего сына, который рассказывает в описании к этому ролику о ней. У нее была трудная жизнь, проходящая через годы экономической депресии и войны, с множеством свалившихся на нее болезней и несчатсных случаев, потерей мужа 35 лет назад. Она никогда не получали ни одного урока от учителя по игре на фортепиано, не знала, что обозначат черные и белые клавиши, где находится средняя нота До, что такое тональность. Но она играла на пианино всю свою жизнь, и музыка глубоко закрепилась в её мозгу.
Click to view
Я узнал мелодию - австралийский блюз "Waltzing Matilda", который так мне нравится в исполнении Тома Уэйтса, который подростком научился играть на пианино у соседа.
"... Вальсирующая Матильда, вальсирующая со мной Матильда.."
Click to view