Попадать в ноты

Jan 26, 2015 18:19




Попробуйте как-нибудь далеко бросить рукой камень, но не выдвигая предварительно вперед левое (для правшей) плечо. В принципе можно просто представить такой бросок. Ощущения от броска покажутся неуклюжими, бросать неудобно, и камень не так уж далеко улетит. Для эффективного броска, претендующего на наш собственный рекорд по дальности метания, мы не только выставляем вперед левое плечо, но и протягиваем вперед левую руку, наклоняем все тело и даже поднимаем левую ногу. Таким образом мы готовим бросок на несколько долей секунды заранее, обеспечивая хороший рычаг.

Лишь года два назад я обратил внимание в своей игре на фортепиано, что я часто пренебрегал важностью аналогичного механического подготовительного процесса для пальцев. То есть случалось, что я не подготавливал замах для какого-то отдельного нажатия в цепочке сложного узора нажатий, и тогда палец неуклюже и вяло тыкался в ноту (зато попал!). Это один из главных факторов тусклой и неубедительной игры. Нельзя сказать, что я не понимал всегда, что необходимо делать правильные движения пальцами, кистью и рукой - об этом всю жизнь талдычат всем обучающимся игре, так же как и о расслаблении, - но одно дело слушать и читать кого-то на логическом уровне, и совсем другое интегрировать стороннее знание внутрь себя, я бы даже сказал вырастить понимание в самом себе. Поэтому, по большому счету, все мы являемся самоучками в игре на фортепиано, даже те, кто обучается с учителем. Пока сам что-то не прочувствуешь, не родишь внутри себя, никакие внешние советы не возымеют эффекта. Внешний совет или замечание могут только инициировать твою собственную мысль, которая одна сделает всю реальную работу. Без всякого сомнения, работа с учителем более продуктивна, так как он/она старается инициировать у ученика наиболее подходящие мысли на данный момент. Но даже самый замечательный учитель не поможет, если мы откажемся работать своим умом, ожидая, что нам все разжуют и положат в рот. Из-за того, что я во взрослой жизни был исключительно самоучкой без живого учителя, тонкость упомянутого выше механического момента как-то не получила своевременного приоритета при осмыслении занятий. То есть я как бы был «за» при голосовании, но сам поднимать этот вопрос не стал бы. ))


А каковы были мои приоритеты?  На протяжении лет главной подспудной установкой было ПОПАСТЬ В НОТЫ. Не секрет, что самоучка предпочитает бежать впереди паровоза, и часто во главу угла ставит «спортивные» достижения по способности «сыграть» очередное сложное произведение. Разучивание произведения напоминает бег с барьерами или компьютерную игру, где ты пытаешься преодолеть все препятствия и быстрее добежать до финиша. Зарабатываются баллы, ставятся рекорды - растет самоуважение. На этом этапе самоучка может утверждать что угодно, но его внутренний девиз - ПОПАСТЬ В НОТЫ.

Потребовалось время (годы) и скорбное вслушивание в собственные записи, чтобы нащупать, что же может быть причиной (одной из) проблем с качеством игры. До поры и времени, пока нарабатывал нотную сложность и рассуждал в духе «что тут думать - трясти надо!», как осёл с привязанной на палке к голове морковкой, я надеялся, что «вот там впереди… когда смогу на уровне сложности продвинутых произведений… вот тогда и поиграем всласть, тогда придет счастье!» Проблемы не существует, пока сам не чувствуешь, что надо что-то менять в своем подходе. Как в анекдоте:
-Официант, а это чай или кофе?
-А какая вам разница, если не понимаете?
Поэтому то, как мы играем и обучаемся во многом характеризует нашу собственную зрелость. Значит так мы понимаем, как нужно учиться или играть. Какая нам разница, если не понимаем разницы до определенного времени.Так мы и движемся от осознания одной разницы к осознанию следующей разницы. А четкая формулировка осознанной проблемы - это уже половина ее решения.

Кстати, счастье все-равно периодически прибавляется… Но более от понимания, в чем ошибался. Освобождаясь от любых сдерживающих мысленных оков и иллюзий, так или иначе чувствуешь прилив свободы. Как программист приведу пример, что написание кода занимает 1/6 времени, потраченного в целом на программистскую задачу. То есть также можно, предположим, сказать, что забота о попадании в ноты должна волновать на 1/6 от всего имеющегося в распоряжении и ограниченного ресурса внимания, никак не 90%. Но это не означает, что разрешается не попадать в ноты! Не разрешается. Об этом уже неоднократно писалось даже в этом блоге - нельзя создавать автоматическое запоминание неряшливости и ошибок в игре. Значит надо уменьшать сложность произведения, чтобы внимания хватало на все.

Если мне сейчас покопаться у себя в голове, то на смену лейтмотиву ПОПАСТЬ В НОТЫ пришел иной - ИГРАТЬ УДОБНО. Если угодно, спортивный азарт сохранился, но он распространился на иные факторы: не просто добежать до финиша, а не расплескать при этом воду в стакане. Приходится решать трехмерные пространственные головоломки с последовательностью микро поворотов всех отдельных частей руки. Аркада превращается в шахматы, игра не для мальчика, но мужа. Если я «на бровях» исхитряюсь нажать-таки верную клавишу, это пока не засчитывается за «победу». А смысл такого исполнения? А как что-то добавить от себя, если нет свободного люфта в движении по этой ноте? Какая тут может быть выразительность?! Я соткал холст и натягиваю его обеими руками, но не могу нанести краски, так как свободных рук и пальцев уже не осталось! Обращение внимание на кинестетическое удобство в игре автоматически решает и заботу о попадании в правильные ноты. Когда играть легко, то как-то глупо не суметь попасть в ноты. Разве трудно подойти к инструменту и одним пальцем сразу попасть в ноту «до»? Отчасти вот так же сам собой решается вопрос о попадании в ноты. Он на самом деле остается, но отступает назад, передавая ресурсы драгоценного внимания чему-то еще, что больше в этом внимании нуждается.

Все это я написал, чтобы в очередной раз зафиксировать (может только для себя лично) роль самостоятельного исследования в обучении музыке, и как даже мельчайшие смещения акцентов в понимании процесса обучения могут существенно влиять на результат. Уже закончив этот текст, я заглянул в почтовый ящик и увидел рассылку от музыкального издательства Арт-Транзит со свежим прайсом. В этой рассылке в тело письма вынесена цитата из книги Владимира Мартынова «Автоархеология»:

"... Не знаю, как было раньше, но сейчас мне кажется невозможным существование какого-то отвлеченного, академического знания.
Теперь каждое знание должно становиться самопознанием. И если это отнести к музыке, то можно заключить,
что путь познания музыки должен превратиться в путь самопознания. В конечно итоге, если говорить откровенно,
меня совсем не интересует, что такое музыка, - меня интересует, почему я задаю этот вопрос и чем ответ на этот вопрос будет чреват для меня лично.
Меня интересует музыка как самоисследование и самоисследование как музыка, и если я действительно думаю именно так,
то тут уже не могут помочь ни теория и история музыки, ни музыкальная социология, ни музыкальная антропология, ни даже музыкальная теология.
Здесь нужен принципиально новый поворот знания, принципиально новая дисциплина, и поскольку эта дисциплина непременно должна быть связана
со мною лично и с моим собственным «я», то такой дисциплиной может быть только музыкальная автоархеология, т. е. археология моего «я» через музыку
и археология музыки через мое «я». Ответ на вопрос «Что такое музыка?» невозможно получить, если прежде не ответить на вопрос
«Что такое мое “я”, задающееся вопросом “что такое музыка?”», и поэтому вопрос «Что такое музыка?» сводится к вопросу «Что такое есть мое “я”?».
Вернее, эти два вопроса неразделимы, поэтому-то речь и заходит об автоархеологии..."

image Click to view




форепиано, обучение игре на фортепиано, обучение музыке

Previous post Next post
Up