Какой смысл становиться пианистом?

Nov 27, 2014 19:37




На форуме pianostreet читал ветку "смысл становиться пианистом". Привожу оттуда некоторые ответы:

Тема окрывается так:

Быть пианистом…
Другие люди завидуют вам.
Но вы так много работаете, что ваши руки устали от аккомпанемента, и вы сорвали голос от преподавания…
Какой смысл быть пианистом? Достигнуть мечты, стать самым лучшим? Вы никому об этом не говорите, но вы все равно пытаетесь лучше всех исполнить каждую ноту… может быть до самой своей смерти… Вы не желаете увидеть реальность, что вы никогда не станете Горовицем или Гульдом. Вы лишь стремитесь всегда оставаться в рабочем настрое на тот случай, что когда-нибудь доведется играть в Карнеги Холле (кто знает?)… Вы никогда не заработаете на жизнь одними лишь выступлениями… Но в вас все еще живет эта мечта…
Столько лет занятий, а вы все еще не достигли совершенства. И никогда не достигните.
Вы хватаетесь за низкооплачиваемую работу лишь бы выжить. Вы учите людей, которые может быть никогда не поймут музыкальный смысл. Вам приходится обучать детей, которые не хотят играть, но их заставляют родители. Часто вам приходится аккомпанировать любителям и плохим людям… Вас часто критикуют те, кто ничего не понимает в музыке. И все это после стольких лет занятий на фортепиано.
Наконец, вам часто приходится жертвовать личной жизнью, лишь бы побольше заниматься.
Так какой смысл становиться пианистом?
И пошли мнения:

***

Очень немногие люди так созданы, что могут преследовать карьеру пианиста.
Лично мне нравится аккомпанировать и преподавать… гораздо больше, чем играть сольно на сцене, хотя такого и никогда не случалось!
Реальность жизни такова, что большинство рабочих мест не настолько уж приятные. Работа, связанная с игрой на фортепиано, не обязательно должна отличаться в этом. Как и с большинством работ, чем лучше игра, тем большее давление вы испытываете в рабочем окружении.
Лично я считаю, что смысл стать пианистом - это научиться сочинять свою собственную музыку, но не многие согласятся со мной по этому поводу!

***
Есть некое волшебство в этом, и в те моменты жизни, когда его ощущаешь, все вопросы отпадают. Даже сама жизнь кажется волшебной в свете этой магии музыки. Наверное, то, что создает волшебство, совершенно уникально для каждого человека, но попадает под определение «музыки» и под определение «быть пианистом». Но если то, что создает волшебство, уходит или становится больше недостижимым, тогда реальность оказывается очень серой.
Лично я не смог бы усидеть за фортепиано и несколько мгновений, если бы не знал, что у меня есть возможность посвятить ему мою жизнь в том значении, которое мне ясно. Например, если бы я обнаружил, что могу посидеть за фортепиано несколько минут, я не сел бы, не будучи уверен, что у меня есть возможность посидеть за ним несколько полноценных часов. Я бы не воспользовался несколькими часами, если бы не знал, что я еще могу часами позаниматься до конца недели, и на следующей неделе.  И этого не стал бы делать, если бы не имел в распоряжении месяц. Не стал бы заниматься месяц, если бы не знал, что у меня есть год. Не стал бы заниматься в течение года, если бы не мог бы в следующий год. И не стал бы заниматься на следующий год, если бы не знал, могу ли заниматься всю свою оставшуюся жизнь. Я бы не смог заниматься остаток своей жизни, если бы не было чего-то «за пределами меня» (но включало бы меня) и что имело бы значение для меня. Иначе все бы это очень быстро вернулось бы в голове к тому самому моменту, что я стою тут, пытаясь вспомнить, что же здесь волшебного для меня, за бесконечными пределами досягаемости, и никак не решаюсь сесть. У меня есть реальные задачи, что делать за инструментом и в этом мире, и я не могу заниматься ничем другим за инструментом.

***
Я соглашусь с тем, что надо учиться сочинять свою музыку, и сам этим занят. Творчество, в моем случае больше спонтанное разнообразие, составляет почти все. Если бы я не мог творить, то сомневаюсь, что меня вообще бы волновала музыка. Я лучше бы работал в своем саду. К счастью, мне удалось заработать на жизнь чем-то другим, поэтому я могу играть и творить в свое удовольствие. Мой учитель всегда хотел, чтобы я стал профессиональным пианистом. Нет, спасибо. Кроме отсутствия способностей и неподходящей психики, те страшные истории, которые он мне рассказал о своей славной карьере, оказались достаточными, чтобы раз и навсегда сделать выбор в этом небольшом вопросе.
***
Я играю на фортепиано, потому что мне нравится на нем играть. Я люблю музыку, так что занятия для меня все равно, что быть рядом с тем, кого я очень люблю. Глубокая проработка мелких деталей очень успокаивает и дает комфорт моей голове, почти как медитация - упражнения в искусстве фокусирования, скажем так.
Есть дни, когда мне не хочется играть. Тогда я не играю. На жизнь я зарабатываю другим, поэтому играю для отдыха и радости, не для того, чтобы стать знаменитым или получить похвалу, или заработать много денег.  Так что пусть мое увлечение само направляет меня.
Я совсем не вижу смысла заставлять себя делать то, что мне не нравится делать, тогда как смысл стать пианистом состоит в том, чтобы наслаждаться самому. А если остальному миру не нравится, как я играю, то пошел он ******. Нет, я не Горовиц, Гульд или Pontinen, я есть Я.

***
Ради сущего экстаза случайного момента.

***
Музыка - любовница, а не госпожа.
***
Изучение инструмента - способ вывести наружу музыкальные идеи своей головы.
***
Для многих тут на форуме даже быть профессиональным пианистом недостаточно - только «концертный пианист» заслуживает этого названия.
В чем смысл? Я не знаю, хотя играю 45 лет. Иногда я зарабатывал на жизнь только игрой - да, это работа… иногда она нравилась, другой раз - не очень.
Выбор ли это? Я почувствовал страсть к игре с первого раза, когда увидел фортепиано - в возрасте 4 лет. Были периоды в моей жизни, когда я был одержим необходимостью больше и интенсивнее заниматься. Я никогда не стану Горовицем, но и никто им не станет. Самое большее, к чему я могу стремиться, это достичь лучшего, на что способен - я еще не понимаю, как это - так что я продолжаю играть.
Я испытывал такие глубокие моменты музыкального счастья… моменты, когда я казалось вижу рай - ну да, выглядит глупо, но я правда не знаю, как еще это описать. Я также испытывал гнев, ревность, ненависть, паранойю и множество других отрицательных эмоций, которые были как-то связаны с фортепиано.
Несмотря на все это, я продолжаю играть…
После 45 лет… стоило ли оно того? ДА
***
Я пианист, но также я муж, отец, велосипедист и менеджер. Чтобы быть счастливым, мне необходимо выдерживать баланс между этими ролями, так что я не размышляю в терминах посвящения моей жизни какому-то одному предмету.
Если игра - это единственное в вашей жизни, я сомневаюсь, что счастье будет продолжаться.
--------------------------------------------------------------

И еще несколько кратких советов, которые показались участникам формуа самыми важными из полученных когда-либо (из ветки форума):
"Устрой им ад и никого не пощади."
"Не бросай свою обычную работу."
"Если музыка не кислород для вас, то найдите что-нибудь другое для занятий. Цена слишком велика."
"Попытайся найти, насколько же мало усилий необходимо. "

---------------------------------------------------------------
От себя я бы предложил следующее. Изначально в человеке может быть заложена склонность к игре на музыкальном инструменте. На нее можно не обратить внимание, и тогда она заглохнет, зачахнет, оставив, может быть, после себя некий тонкий шлейф смутного жизненного неудовлетворения, нереализованной возможности. Если же начать обучаться фортепианной игре, то склонность вырастает и становится одной из сторон натуры человека. Как будто появляется еще один канал коммуникации в дополнение к возможностям говорить, осязать, видеть. Это не профессия, это часть самого себя, своих ощущений. Как от этой части отказаться? Вы же не захотите, например, добровольно лишить себя возможности слышать. Да и зачем отказываться? Живи пока живется, играй пока играется. Вместе с тем, игра на фортепиано именно часть жизни, а не вся жизнь. Даже я бы сказал, что отчасти она обслуживает всю остальную жизнь внутри нас и поэтому является второстепенной. Я заметил, что есть, по крайней мере, два фактора, которые начинают гасить мой настрой к занятиям на фортепиано. Один - если я посвящаю занятиям на фортепиано слишком много времени, ограничивая себя в притоке эмоций от остальных жизненных событий. Тогда становится не о чем играть, как будто я пытаюсь натянуть музыку на пустоту, мне нечего сказать и выразить в игре, потому что жизненный источник музыки тускнеет.  Другой случай - это если совсем долгий период времени играю только для себя. Ведь музыка все же имеет свойства мысли и средства коммуникации, ей неуютно без слушателя. Как только появляется возможность устойчиво играть для кого-то, сразу обновляется настроение, ощущается прилив желания заниматься дальше и учить новые произведения. Оба этих фактора подтверждают для меня идею, что все же музыка обслуживает и раскрывает жизнь, а не наоборот.
Но что значит для меня быть пианистом? Пианистами я считаю всех, кто периодически нажимает на клавиши фортепиано, потому что опять же это не профессия, а способность извлекать что-то музыкальное из инструмента. Да радость это! Что за глупый вопрос!
Старая женщина играет на улице. А вы обменяли бы часть своего достатка на способность играть на фортепиано?

image Click to view




обучение игре на фортепиано, занятия музыкой

Previous post Next post
Up