Запустил на днях поиск на youtube появившихся только за последний год роликов с мастер классами. Количество огромное, так до конца списка и не дошел. Общий же объем учебных материалов для пианистов, наверное, просто должен поражать воображение - не знаю, сам не пытался даже оценивать. Сужу только по косвенным признакам: понадобилось для проб с новой инструментальной группой разучить «Superstition» Стива Уандера, песню, которую раньше и не слушал, - вот тебе пожалуйста десяток обучающих роликов именно по этой песне от разных авторов. Удобно.
Налицо совершенно новая информационная среда для обучения, которая предлагает методы обучения, совершенно отличающиеся от линейного метода обучения по книгам. Возник вопрос - получи ответ. Надо только еще, чтобы вопросы правильные возникали. Эти же вопросы появятся только в самом процессе обучения.
Не раз уже говорилось, что обучение игре - это прежде всего мышечно-мозговое обучение, не связанное никак с логическим мышлением, поэтому одними информационными фактами его не наполнишь. Логика и фактографическая информация могут помочь только в организации и проведении занятий, само же обучение мышечное и подсознательное. Точно в том же смысле, что плавать и кататься на велосипеде не научат никакие книги и сторонние советы, обучиться игре на фортепиано можно только самому, реально шевеля пальцами по клавишам (и извилинами в мозге). Все остальное - внешний мир с его информацией по требованию. В самой информации сейчас нет никакого дефицита, дефицит есть только в организации динамического процесса обработки информации, когда факты подаются в правильной последовательности в нужное время, обратная связь обязательна. Для каждого человека этот процесс исключительно свой, и поэтому каждый должен писать свою книгу про обучение. Только она ему идеально подойдет для чтения.
Я пользуюсь внешними источниками информации почти наугад, сообразуясь с темами, которые стоят у меня в голове на повестке дня, и с авторитетностью источников. Не ищу идеала. Потому что дополнительная информация мне нужна зачастую, чтобы только сдвинуть, подтолкнуть подзастрявшую где-то собственную мысль. Какая разница, будет ли это березовое полено, или фуфайка, которые окажутся подложенными под застрявшее колесо, чтобы машина высвободилась и продолжила путь по предначертанной колее. Утрирую, конечно, но частично так и считаю. Если же в потоке мыслей недостатка нет, все кипит и горит, и хочется побыстрее к станку клавишам, то зачем все эти книги и этот интернет? «Цели наши ясны, задачи определены - за работу, товарищи!» (Хрущев)
И все это была моя присказка к ролику Хала Галпера, которого я уже ранее представлял здесь. Попутно еще отвлекусь. Раньше я больше переводил в черновую, с машинным переводом. Потому что больше возлагал смысл переводов на фактографическую сторону материала, на логическую. Как-то перестало это мне нравиться... Да потому что, опять же, дело не в одних только фактах! Есть еще масса поопутной эмоциональной информации, в которую завернуты эти факты. А иногда сама эта обертка играет куда большую роль, заряжая энергетически, чем излагаемый факт.
Смотрим ролик с русскими субтитрами на сайте amara:
Что отрабатывать на занятиях?
http://amara.org/ru/videos/HUrmEpp3tNo6/info/what-is-practicing-hal-galper/