Играя на публике...

Feb 03, 2014 17:18

Активизировав свою игру на публике, я вошел для себя в новую сферу познания того, что значит разучить музыкальное произведение. Без практики живого выступления перед слушателями, как мне становится сейчас понятно, совершенно невозможно подготовиться в домашних условиях к будущей игре на людях. Задействованы другие процессы. Это не убогость впервые выступающего, когда он делает множество ошибок в игре, и понижает на основании этого факта свою самооценку как личности, а отсутствие некого пласта обучения. И страх перед выступлением здесь не причем, вернее, он возникает только как следствие предчувствия, что что-то существенное отсутствует.

Я уже несколько лет практикую разучивание произведений наизусть в самом начале работы с ними. Так как в это время еще не создалась мышечная память по данному произведению, и я играю его медленно, то процесс запоминания происходит полностью осознанным логическим путем, когда запоминается каждая отдельная нота, каждое нажатие пальца. Впоследствии обнаруживается, что эта структурированная память куда-то улетучивается и заменяется по большей части на мышечную память, когда я уже могу играть в темпе и проиграл произведение по памяти уже много, много раз. Я уже не могу вспомнить большинство нот, только пальцы знают, куда нужно нажимать во время игры. Регулярная мысленная практика, как ее часто советуют, как-то неподъемна для меня. По идее, первоначальное запоминание как раз основывается на мысленной практике, но поддерживать эту мысленную картину из отдельных нот в течение долгого времени мне очень накладно. В процессе закрепления памяти произведения мозг сам отбрасывает ставшие ненужными "строительные леса" и, как мне представляется, оптимизирует структуру памяти - все, что не используется, или что может не использоваться, забывается. Точно так же как атрофируется любая мышца тела или мысленный навык, если ими долгое время не пользуются. При этом, как я писал в предыдущих постах, некоторые опорные ноты остаются в памяти, они как скрепы удерживают весь материал произведения в единой связке. В частности начальные ноты запомненной наизусть пьесы всегда принадлежат к этим опорным нотам, они осознаются логически. Если обозначить опорную ноту буковой «А», а подсознательную ноту буквой «Б», то образно картинка в моей памяти такова:
АББББББАББББББАББББББ…..АББББББА.

Такая картина автоматически формируется сама собой. Мне как-то сомнительно, что я могу сильно влиять на нее, добавляя побольше букв «А» (осознанных нот). Все равно через какое-то время при наличии тех же внешних комфортных домашних условий картинка вернется к своему равновесному состоянию. Ведь изначально картинка была АААААААААААА, но не смогла сохраниться в таком виде. Все, что не используется, отмирает.

Теперь, когда я прихожу в ресторан и играю на публике, оказывается, что в новых условиях распределения внимания (пару блоков внимания из семи надо выделить на слежение за окружающей обстановкой и на коррекцию игры на новом механизме) мне требуется другой паттерн структуры памяти, а именно АБББАБББАБББАБББ….АБББА, в котором осознанные запомненные ноты встречаются чаще. Пока такой паттерн (картина) не создался в памяти, я буду ошибаться при игре. Как создать такой паттерн? В домашней обстановке он, вроде, не формируется. Он может создастся только когда извне в мозг поступают запросы на его необходимость. Это не те сладкие маниловские мысленные мечтания из ряда «Ах, хорошо бы знать получше…», которые услужливо может предлагать сознание, а некие независящие от сознания суровые сигналы от жизненных реалий. Помните, как немцы готовили русского шпиона в фильме «Ошибка резидента» и лечили его от заикания электрическим током? Запнулся - получи удар током! Быстро выучился… Так же и здесь, в овладении игрой на фортепиано, мне сомнительно, что можно дома создать правильный паттерн памяти произведения для исполнения его на публике. Нужна правильная и острая обратная связь. Без адекватной обратной связи мозг не станет работать дополнительно - зачем, когда и так, вроде, получается. Именно поэтому нужно найти способ тренироваться с отягощением, подцепляя "гантельки" и новые "блины на штангу", как это делают спортсмены, озабоченные развитием своего тела. В моем случае таким отягощением стала игра в зале ресторана. Она служит источником и направляющей для отработки деталей произведений и для создания правильного паттерна памяти по этим произведениям, пригодного для игры на публике.

Обратная связь реализуется через слежение за ошибками. Нет ошибок - нет никакой обратной связи, и, значит, нет никакого обучения. Может быть поэтому, когда нет ошибок в домашних условиях, часть «ненужной» информации затирается. Пуленепробиваемый музыкант как раз коснулся темы важности ошибок в своем недавнем посте. Приведу попутно часть из этого поста:

«Синица в руках или журавль в небе?

Еще это называют «компромиссом эксплуатация-исследование», возникающим, когда мы пытаемся развить какой-то навык. У нас всегда при этом есть выбор.

Мы можем выбрать гарантированную часть, которая даст нам результат близкий к тому, что мы хотим (например, такая расстановка пальцев, которая сработает, но при этом не будет самой замечательной = эксплуатация). Или мы можем попытаться сделать что-то новое, что может либо сработать, либо нет, но в конечном итоге научит нас большему (например, новая расстановка пальцев, которая может оказаться хуже… а может оказаться совершенно изумительной = исследование).

Другими словами, мы можем держаться того, что мы уже знаем и оставаться в нашей зоне комфорта, или мы можем исследовать и пробовать какой-то набор новых средств. Несомненно, большинство из наших экспериментов и исследовательских попыток, вероятно, не дадут нам тех результатов, на которые мы рассчитываем, и будут выглядеть как ошибки.

Но, тем не менее, исследование имеющегося расширенного набора возможных техник и движений даст нам более ясное представление о том, что работает, а что нет.

Это похоже на следование одной и той же дороге на работу каждый день в противоположность попыткам приходить разными путями. Конечно, когда-то вы можете затеряться или попасть в тупик, но в конечном итоге вы гораздо лучше будете понимать городское окружение, сможете оптимизировать езду на работу и наслаждаться гораздо более эффективными способами в конце концов.

Но разве мы ранее не говорили о том, что мастерство создается в результате правильных занятий (без ошибок)?

Плохо ли несоответствие? Не станут ли ошибки, пропущенные или неправильные ноты действовать негативно на нашу уверенность, не приведут ли они к возврату и укреплению наших вредных привычек?

Достоинства несовершенного выступления.

Исследователи в Шеффилдском университете изучали результаты онлайновой игры под названием Axon.

Их исследование выявило ряд интересных находок относительно процесса обучения, но одним из наиболее интригующих фактов было то, что большой разброс или несовершенство результирующего счета игрока на ранних этапах способствовал лучшему счету в дальнейшем.

Подтверждающие подобные находки были обнаружены одним из авторов в его более ранних исследованиях, когда игроки, чьи результаты были самыми плохими в начале, играли лучше всех в конце обучающего периода.

Бонусный результат: Авторы также обнаружили, что растяжение паузы между занятиями на больший период по времени улучшило результаты игры. Те, кто сыграл свои первые 10 игр больше, чем за 24 часа, в среднем показывали на 7.3% лучший результат, чем те, кто сыграл свои первые 10 игр в течение 24 часов.

Так что вместо того, чтобы заниматься всем в течение одного большого подхода, распределение этой же работы на несколько этапов или подходов даст выигрыш в скорости обучения.»

------------------------------(конец перевода)

Так что ошибки, совершаемые во время начальных попыток выступления на публике, играют свою важную роль С одной стороны было бы странно их приветствовать, как и падения ребенка при его обучении самостоятельной ходьбе и набитию им шишек на лбу, а, с другой стороны, надо признавать их необходимость в процессе обучения. Никто не говорит, что не следует пытаться минимизировать ошибки - их нельзя минимизировать за счет увиливания от ситуаций, где они могут проявляться. Наверное, свой пакет люлей (чаще от самого себя самому себе) предстоит получить каждому начинающему выступать на публике музыканту. Чтобы сформировался правильный подход к разучиванию произведения, правильный мысленный паттерн. А одиночное домашнее музицирование никак не подготовит к игре на публике. Не получится как Илье Муромцу сидеть дома 30 лет и 3 года, а потом явиться на свет божий богатырем.

Как некий суррогат игры на публике вполне мог бы посоветовать всем выкладывать свои ролики на YouTube. В конце концов, Youtube позволяет скрывать ссылки на ваши ролики с разными степенями публичности. Смысл этих роликов не в том, что вы хвалитесь своей игрой, а что вы фиксируете этапы своего развития и пробуете создавать некий конечный продукт. Смысл их в самом процессе создания, в процессе подготовки. Осознание одного только этого очерчивает обширную и ясную работу.

Вот еще, кстати, кусок из англоязычного форума pianostreet из ветки, в которой один участник сетует на то, что, приходя на урок к учителю, он не может играть с тем же качеством, что дома. Один из ответов ему был:

«Пожалуйста, не поймите меня неправильно, но предположение, что во время собственных занятий все было «прекрасно» (и сосредотачивать вопрос на том, что происходит на уроках с учителем), почти наверняка свидетельствует о непонимании реального существа дела. Ошибки не появляются из ниоткуда в стрессовой ситуации. Проблемы просто выпячиваются до той степени, когда их невозможно не заметить. Есть такие вещи, которые вам необходимо научиться распознавать (даже когда ситуация кажется «прекрасной»), чтобы создать более прочное основание для игры во время уроков с учителем. Даже если каждая нота нажата правильно, как учитель, я вижу большую разницу в конкретной ситуации между тем, что посчастливилось сделать, и тем, что глубоко укоренилось (и что будет работать снова и снова без проблем).

Одним из важных моментов является то, как организована рука и движется ли она визуально просто и плавно, или движется скачками. Речь идет не о нажатиях каждого пальца, а о медленных боковых движениях. Когда один палец играет, рука очевидным образом должна двигаться к следующему пальцу (хотя играющий в данный момент палец должен сохранять ясный и точный контакт во время такого движения). Это подобно похлопыванию по плечу следующего пальца (чтобы напомнить ему о его очереди), и это дает вам шанс почувствовать, не произойдет ли что-то неправильное еще до того, как оно произошло. Классической ошибкой является игра одним пальцем с последующей остановкой, ничего неделанием, а затем внезапной, возникшей из неоткуда попытки двинуть следующим пальцем в последний момент. Это слишком поздно, если вы не прочувствовали заранее успешность попадания в ноту еще до того, как палец двинулся. Внезапные неподготовленные движения часто проходят для учеников в некоторых ситуациях, но легко валятся при стрессовой обстановке. И не надо винить нервы, надо только разучивать ясные и наиболее надежные движения.

Попытайтесь поэкспериментировать с этими моментами и посмотрите, насколько неизбежным вы можете сделать предощущение каждой ноты, задолго до того, как вы фактически ее начали играть, медленно перемещаясь в направлении пальца небольшим, но непрерывным движением. Очень немногое пианисты любители знают о том, как пользоваться рукой таким образом, но именно этот фактор является единственным и основным для приобретения надежности игры. Очень мало ситуаций, когда что-то действительно прекрасно, но валится под внешним давлением. Вопрос в том, способны ли вы научиться замечать происходящие подспудно моменты, которые всегда там есть, но не всегда показываются на поверхности. Попадание в правильные ноты совсем не означает, что все идет замечательно. Когда вы научитесь заполнять бреши в потоке (которые могут быть значительными даже при всех правильных нотах), ваши занятия приобретут более глубокое и надежное свойство.»



сценическое возбуждение, ошибки учеников, сценическая лихорадка, Обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up