Когда начинал несколько лет назад этот блог, то был в самом разгаре интереса к методикам обучения. Собственно, по этой теме и вел блог. Но, видимо, и здесь в этом интересе есть, как и во всяком ином деле, свое начало и конец. Как пишут американцы по поводу карьеры в жизни, каждые четыре года надо менять работу, или, по крайней мере, должность и направление. Стоит ли гордиться, что 40 лет отстоял на заводе за одним станком? Во всяком случае, у меня этот 4-х летний цикл изменений прослеживается через всю жизнь от самого детства. Так вот, перестали меня интересовать методики как таковые. Нет, я не перестал заниматься фортепиано, и может даже еще больше стал отдавать ему свое время, но сменились акценты в интересах. Сейчас меня волнует просто разучивание репертуара, шлифовка, повышение качества игры. Как будто, если бы я был столяром-плотником, то я пришел к пониманию, что приобрел все необходимые инструменты для работы: топоры, рубанки, линейки, молотки, стамески, сверла, ножовки, долото. Есть руки, есть голова - остается только строгать, пилить и шлифовать, а не бегать по магазинам в поисках еще одного лобзика. Ну не преподаватель же музыки я, чтобы профессионально мониторить обзоры методик и технических приемов.
Появилось ощущение прихода к какой-то промежуточной цели, к которой стремился, и после которой дорога слегка поворачивает вбок. Чего-то я все же достиг, куда-то пришел, что-то отпустило внутри. Пора осмотреться, оглянуться назад. В блоге написано уже столько, что по объему целая книга получается. Книга, которая наполнялась и сопровождала меня в пути. Один сюжет закончен, впору эту книгу закрыть и начать новую. Оказалась ли эта книга со счастливым концом? Вполне. С тем выводом, что при желании можно научиться играть на фортепиано достаточно сносно даже при самостоятельном обучении, мой тому пример. На данный момент играю в любительской инструментальной группе, и еще каждый день меня ждет рояль в ресторане при гостинице, которая в двух шагах от моего дома, где я могу играть все, что могу и хочу. О последнем расскажу поподробнее.
Наверное, нет такого пианиста, который не мечтал бы о своем акустическом рояле. Мечтал и я в увязке с переездом в свой собственный дом, где я никаким бы соседям не мешал. Однако, мечта о собственном доме отодвинулась с тех пор, как я перестал активно заниматься бизнесом, а, как понятно, занятия на фортепиано отнюдь не способствуют приросту денег. Поэтому вместе с домом отплыла и мечта о собственном рояле. Кто-то умудряется иметь рояль в квартире, но мне как-то соседи снизу уже стучали по трубе отопления из-за того, что я сильно экспрессивно поздно вечером играл на своем электронном пиано Roland F-7 будучи в наушниках (!!!). Как потом оказалось, F-7 достаточно шумный по механизму и передает удары по клавишам через ножки в пол, и внизу создается впечатление, что какие-то слоны отбивают чечетку. Так что речи об акустическом рояле в моей квартире даже не может быть. Чтобы почувствовать настоящий рояль одно время ездил раз в неделю в музыкальную школу, прошлым летом заглянул в несколько ресторанов. Удивительным оказалось то, что самый замечательный вариант оказался через дом по соседству. Там расположена гостиница, не последняя в городе, а внутри нее в зале ресторана оказался приличный белый рояль. Удалось договориться с администрацией гостиницы, чтобы иногда я мог приходить и играть на нем в дневное время. Ну, поиграл раза три летом, и как-то оставил это дело: понял, что еще надо было подточить репертуар, волнение при игре на людях опять же было высоковатым, что не очень-то было приятным. И вот неделю назад меня вызвонили по телефону из этой гостиницы с просьбой-предложением играть каждый день хотя бы по часу по вечерам. Вспоминается фраза из фильма «Покровские ворота»: «Заметьте, не я это первым предложил!» ))) Ломаться я не стал, так как изредка сам вспоминал о том, что надо бы как-то возобновить игру на том рояле. А раз уж и попросили, то взялся с воодушевлением. Все равно надо минимум час заниматься в день, а здесь прямо уникальная ситуация - перешел в соседнее здание и отрабатывай себе игру на публике, играй что хочешь, играй на хорошем реальном инструменте. Так что мечта о рояле все же в каком-то трансформированном виде исполнилась! И в этом тоже какой-то финал истории. И может даже лучше, что в таком виде мечта осуществилась, в придачу с живой публикой. Поиграв несколько дней, почувствовал, что с волнением дело пошло налаживаться. Именно опыт игры на публике сейчас важен для меня, а не технические приемы.
Появилась обширная пища для размышлений о том, как устроена память, и как бороться за ее надежность. Выучив произведение наизусть, и играя его дома, все равно трудно понять, когда оно достигнет зрелости и надежности, и в каких именно местах его надо отрабатывать, на что обращать внимание при шлифовке. Получается немного втемную, когда пытаешься шлифовать все сразу. А сейчас -сходил в ресторан, и там все как под увеличительным стеклом при исполнении - бежишь домой, чтобы сразу отработать те места, где запнулся. Эффективно, черт возьми! Бывают моменты, когда публики в ресторане нет, тогда опасливо пробуешь сыграть что-нибудь посложнее, на чем, как правило, сыплешься и застреваешь, но домой в клюве уносишь ясно очертившиеся задачи для проработки.
Структура памяти стала больше занимать. Как там все устроено? В одном из последних постов писал, что умные головы предлагают пользоваться запомненным сценарием. Сценарий - это последовательность образов, идей, картинок, ощущений и т.п. Печатные ноты тоже некий вид сценария, но запоминать такой сценарий в виде последовательности нот просто физически невозможно. Печатные ноты - чрезмерно детализированный сценарий, который мозг не в состоянии вспоминать в реальном времени. Нужно ужатие, максимальное образное ужатие, которое только возможно, при условии, что оно продолжает выполнять функцию вспоминания произведения во время выступления. Мне по некой аналогии приходят на ум известные «
мозговые карты». Но только в «музыкальных картах-сценариях» упор должен быть сделан не на широте ассоциативности, а на максимальной сжатости идей. Так же как уникумы, запоминающие несколько сотен цифр после запятой у числа «пи», пользуются образными ключами для разложения и кодирования длинной цепочки сотен цифр всего в несколько десятков связанных между собой зрительных образов, надо научиться составлять сжатые образные сценарии для каждого музыкального произведения. Причем в моем случае элементами сценария могут быть даже и не зрительные образы, а любая мысль-образ: эмоциональное ощущение, тактильное ощущение, слово - все направлено в сторону максимального сжатия информации подобно наиболее эффективным методам архивирования компьютерных данных. При этом разрабатываемый мысленный сценарий не должен быть жестким, так как в процессе работы с ним обнаруживаются новые дыры, которые надобно латать. Один составляющий элемент сценария, которому, например, соответствует один такт в нотах, я дополнительно могу объяснить образно в виде строительной секции железного моста. В этой секции есть наиболее важные несущие балки, есть поддерживающие распорки потоньше, и есть элементы орнамента. Несущие балки - отдельные важные ноты, которые просто надо явно запомнить. Об орнаменте достаточно знать, что он есть и все. Если потом выясняется, что все равно что-то там неустойчивое в пальцах происходит при исполнении этого такта на память, то в данный элемент сценария вколачивается дополнительная укрепляющая загогулина. И наоборот, если оказывается, что два соседних элемента сценария можно заменить одним новым образом, то также происходит реконструкция в сторону уменьшения. Часто советуют использовать теорию гармонии, чтобы составлять эти элементы сценария. Не знаю, иногда у меня гармония удачно встает в качестве элемента, но гораздо чаще пользуюсь какими-то другими своими образами.
Получив в распоряжение научную лабораторию (рояль в ресторане) для исследования сценического волнения и оценки его влияния на исполнение, стал погружаться в эту тему. Мне кажется, что понятие страха перед выступлением на публике не совсем точно характеризует помехи во время выступления. По своему опыту сужу, что после нескольких первых публичных выступлений дрожь в руках и ногах уходит, и вроде как уходит составляющая чистого страха, но помехи остаются. Пока объясняю для себя их существование следующей теорией. У человека в оперативном распоряжении, скажем, 7 блоков внимания, которые могут работать одновременно. При этом каждый блок занимает в мозгу свою выделенную область. Когда мы играем в знакомых условиях, дома, то либо все блоки внимания за неимением лучшего служат обеспечению поддержки игры на инструменте, либо некоторые блоки спят, а остальные пользуются их вакантными ресурсами в мозгу. Мы научаемся играть данное произведение наизусть с широкими возможностями свободной оперативной памяти мозга, которые можно задействовать во время исполнения. Как и в компьютере, где жесткий диск наполняется полностью независимо от его объема и от стоящих задач. Когда мы попадаем в незнакомую обстановку и с другими ощущениями от клавиатуры, то пара блоков внимания встают настороже и активно затребуют для себя причитающуюся им долю мозга. Это заложено природой, и вряд ли нам этот механизм можно изменить. Объем внимания на исполнение музыкального произведения резко снижается. И даже если нет страха, то все равно приходится довольствоваться 5/7 частью от того объема мозга, для которого мы разучили произведение, и к которому мы привыкли. Вот если бы мы могли разучивать произведение дома при объеме 5/7 на конечном этапе.
Еще одним интересным акцентом в интересах стало взаимодействие логического и «нелогического» в голове во время игры. Под нелогическим я здесь понимаю не то, что противоречит логике, а то, что к ней не сводится. Первый раз я обратил внимание на существование этих двух сторон в человеческом восприятии еще в начале 80-х, когда мне довелось встретиться со знаменитым кинорежиссером Леонидом Оболенским, который посетил выставку
картин математика и художника А.Т.Фоменко, в которых сочеталась математическая точность и цифры с сюрреалистическими сюжетами. Я помогал в проведении этой выставке в г.Миасс, куда в свое время Оболенский был сослан. Он оставил запись в книге отзывов как раз о двух формах человеческого познания: логическом и интуитивно-образном. Для меня, как человека с физико-математическим складом ума, тяжело отпускать без логического контроля пальцы во время игры на фортепиано. Одно время меня даже пугало, когда я осознавал, что пальцы движутся сами, и я их совсем не контролирую осознанно. К этому не только надо привыкнуть, но научиться как-то приспосабливаться и понимать. Когда я сажусь за рояль в публичном месте, я способен контролировать только логические стороны, а остальному должен обеспечить беспрепятственный ход. Здесь в целом я не могу полагаться на одну только логику. Я не могу создать логической гарантии, как я это делаю при написании компьютерных программ. Это легко сказать, чем сделать для меня. Но я учусь. Это новое направление моих интересов.
Click to view