Дороти Таубман - "Хореография рук" (документальный фильм)

Nov 30, 2013 23:58

Dorothy Taubman (1917 - 2013) была американским учителем по фортепиано, лектором и основателем Фортепианного Института Таубман (Taubman Institute of Piano). Она является автором "подхода Таубман" в игре на фортепиано. Этот подход к фортепианной технике основывается на анализе движений, необходимых для виртуозности и музыкальной выразительности, но прежде всего он завоевал славу в качестве избавления от пианистических травм рук. Подход Таубман был встречен неоднозначно некоторыми последователчми традиционного обучения фортепиано.

Более подробно (но кратко) можно почитать (на английском) здесь.

Берясь за перевод фильма, я не преследовал цели представления конкретных советов по технике игры. Мне давненько не попадались действительно интересные мне самому советы. Тот уровень советов, описанных в блоге ранее, меня, как я уже подчеркивал, как-то перестал лично зажигать. Проехал что-ли этап? Вроде и так все стало понятно: берешь проблему и разворачиваешь до мельчайших деталей, потом собираешь. Как-то, вроде, все получается, неразрешимых проблем не наблюдаю. Этих же деталек при разборе обнаруживается несметное количество в общем случае, поэтому в некотором смысле их бесполезно перечислять и описывать, тем более напрягаться и переводить статьи по ним с английского.

А вот сама философия "разборки", применяемые общие методологические подходы к частностям, "правила игры", меня продолжают интересовать. Как раз именно в таком плане мне понравился фильм о Таубман, и я решил представить его. В частности, меня, таки, продолжает немного беспокоить проблема травм. Я гораздо более бережно стал относиться к своим рукам и внимательнее пытаюсь следить за уровнем возникающих нагрузок. Понимаю, что прошел через болото (и продолжаю еще идти) самостоятельного обучения, когда любой неверный шаг в сторону, особенно на продвинутом музыкальном материале, чреват большими травмоопасными осложнениями. Сколько раз раздавливал ганглию на левой руке уже и не помню (раз 5). Не уходила все никак, зараза. Вроде уже предпринял все меры осторожности, но в запястье скорее всего остались некие необратимые изменения, которые снова и снова провоцировали рост этой шишки. Но, по-моему, вот уже год как ничего особого не появляется уже на старом месте. Рука чувствуется нормальной. Замечаю, однако, что кисть в ней опускается ниже при игре, чем у правой руки. Раньше было больше, сейчас постепенно от этого недостатка и разницы между руками ухожу, но быстро в одночасье это не происходит. Все внимание и приоритеты на овладение свободной "расслабленной" игрой, а точнее комфортной. Надеюсь, что расту в понимании. К сожалению, наверное, не получится ни у кого произвольно перепрыгивать через ступени осознания. Почти все предстоит испытывать на своей шкуре, хотя бы в "вакцинированном" виде. Не поднявшись на определенные ступени, более высшие не будут понятны совсем, не будешь иметь даже представления о их существовании, а все чужие советы на их темы будут казаться пустыми и банальными.

Вспоминаю свои мысли и ощущения во время разучивания Аппассионаты Бетховена. Когда через несколько месяцев я ее разучил наизусть и, вроде как, начал устойчиво играть по памяти без технических сбоев и остановок, меня мучил вопрос, как дальше улучшать качество исполнения. Казалось, что технические проблемы пройдены, до всех нот дотягиваюсь в темпе близком к оригинальному. Но почему все так топорно звучит? Четкого ответа у меня самого в тот момент не было. Была серая пелена, равномерно размазанная по всей сонате. Именно тогда я искал учителя в надежде, что он поможет разобраться с дальнейшим совершенствованием исполнения. Учителя так и не нашел, во всяком случае для сонатной задачи. Мне показалось, что тот учитель, у которого я взял несколько уроков в то время, немножко испугался перспективе помощи взрослому самоучке, неразумно принявшегося за это произведение. Я очень его понимаю, поэтому мы позанимались другими вопросами. Сонатой пришлось продолжить заниматься самостоятельно. И удвивительно, еще через год этот туман стал рассеиваться. Отдельные места сонаты стали выделяться своей музыкальностью, появилась большая комфортность руки. Проявилось и видение, как следует зачищать остальные куски.  Осталось только работать и работать, и нет ощущения, что стою на месте - все движется и улучшается! Как, наверное, вы понимаете, частные вопросы технического совершенства не совсем подходили для решения более иерархически высокой проблемы - что мне конкретно делать с сонатой. Требовалось что-то глобальное в плане понимания. Вот поэтому такие материалы, как этот фильм о Таубман, очень хорошо резонируют с текущим состоянием моих мысленных поисков. Хотя, признаю, что кому-то фильм покажется мало интересным: никакой конкретики, одни разговоры. Как говорят, всякая книга хороша во время. Кто-то уже прошел, кто-то еще не дошел.

Часть 1:
http://www.amara.org/ru/videos/r0vilEhXyEuo/info/part-1-choreography-of-the-hands-the-work-of-dorothy-taubman/
Часть 2:
http://www.amara.org/ru/videos/lCT5u1Gnhkg0/info/part-2-choreography-of-the-hands-the-work-of-dorothy-taubman/
Часть 3:
http://www.amara.org/ru/videos/XYS7CUbTDQ3L/info/part-3-choreograph-of-the-hands-the-work-of-dorothy-taubman/
Часть 4:
http://www.amara.org/ru/videos/HPdD92S3LR76/info/part-4-choreography-of-the-hands-the-work-of-dorothy-taubman/


dorothy taubman, Обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up