Виктор Вутен, названный самым великим бас гитаристом в мире, композитор, аранжировщик, продюсер, вокалист, мультиинструменталист, учитель, публикующийся автор, пятикратный обладатель Грэмми и отец четверых детей рассуждает в рамках проекта TED о музыке как о языке.
(
Читать далее... )
играли музыку, был необходим басист-чтобы завершить формирование семейной группы.
Так что я родился уже с назначением. Оглядываясь теперь с позиции взрослого, я не помню никакого учителя. Когда я смотрю в прошлое, когда я учился, то понимаю, что меня фактически не учили. Вот почему я говорю, что музыка - это язык, потому что, когда вы думаете о своем родном языке, для меня как, вероятно, для большинства сидящих здесь это английский. Если вы вспомните, как вы обучались ему, то поймете, что вас не учили. Люди просто разговаривали с вами."
- Чтобы оценить сказанное VW прежде всего необходимо познакомиться со спецификой той афроамериканской среды, в которой он вырос; а она далека от русской , как луна от земли.
В России шестилетние дети не могут научить взрослых ритму; и даже взрослые учителя, занятые ритмическим воспитанием детей, не могут научить детей . В России произошел ритмический крах в национальном масштабе(и это еще требует исследований).
В афроамериканской среде ребенок получает ритмическое воспитание на невербальном уровне- по африканским традициям, включающим не только танцы, хлопки в ладоши и пение, но бессознательную координацию body language, что позволяет группе играть в том же груве, что является в музыке самым важным. ВВ просто повезло- у него была сплоченная группа скоординированных молодых учителей, у которой могли бы поучится некоторые профессора из Гнесинки.Я, во всяком случае, был бы безумно рад присоединится к этой семейной группе, которая не будучи профессиональной по инструментализму, была профессиональной по груву.
Какой дипломированный учитель может научить этому?
Но ВВ этого не понимает- он вырос в этом, это для него было естественно как американский акцент английского языка, которому он разумеется не учился. Он просто разговаривал на нем.
Вот в этой точке и выражается чрезвычайная поверхностность даже американских джазовых педагогов, которые мыслят врожденными американскими же джазовыми категориями, в основном не подозревая, что естественное для них самих , отнюдь не является таковым для джазовых профитов из других мест.
Другой момент поверхносности : ВВ собершенно правильно говорит о прямых параллелях между языком и музыкой ; только он забыл , что и то, и другое относится в данном случае к его родной культуре.
Могу себе представить, как могла звучать семейная группа Вуутен на американской земле, если бы они специализировались на исполнении русских частушек. Думается, что уровень исполнения и грув были бы похуже...
А главное: никто никого научить не может , каждый учится сам- в соответствующих условиях, созданных для него.
Когда-то , имея беседу с выдающимся американским саксофонистов Эдди Харрисом, я упомянул период его пребывания в Дании.
" Ненавижу датский язык, он портил(тут шло слово покрепче) мне свинг!" - были его слова .
Не все американские музыканты имеют поверхностный взгляд на процесс обучения; только Эдди был редкостью, нетипичной для американцев...
Reply
Я именно не понял, почему был высказан упрек в его адрес. В моем представлении упрек уместен для того человека, который сознательно что-то искажает или скрывает, или берется за обсуждение того, что ему не по плечу, что ему не позволительно по уровню его образования обсуждать на публичном уровне. У Вутена я этого не вижу в его ролике. Честный и благожелательный посыл в меру своего понимания (которое выше чем у публики, поэтому и стоит им делиться). Он не диссертацию докладывает, чтобы упоминать все оговорки и связи с остальной музыкальной действительностью, если они в целом не опровергают его вывод. Поэтому я никак не могу согласиться с упреком в поверхностности этого ролика. Я более в этом блоге поверхностен.
Reply
Если бы шла речь о музыке Баха, то и он, и другие не классическин музыканты ,его слушатели, находились бы недалеко друг от друга.
Но ведь ВВ говорит не о музыке вообще, а той, в которой вырос и которой живет. Поскольку он педагог на академическом уровне (в университетах), можно было ожидать, что он осознает эту принципиальную разницу и учтет ее в своих мастерклассах для неамериканцев.
А если кто хочет создать у ребенка общую базу между родным языком и русской классической музыкой, должен наверно учить свое чадо ариям из опер Глинки, Римского-Корсакова или песням Мусоргского.
Reply
Leave a comment