Моя история понимания гармонии

Oct 24, 2013 16:54

В этом посте не ищите ничего особенного. Мне захотелось подытожить на бумаге (может просто для себя, упорядочить) историю моего собственного понимания аккомпанирующих аккордов и гармонии. Надо же где-то, в каком -то своем "дневнике" это разместить.

После того, как я бросил музыкальную школу в детстве, я не имел никакого представления о гармонии. Из нескольких уроков сольфеджио я только знал, что есть минорная (грустная) тональность и связанное с ней минорное трезвучие и мажорная тональность (веселая) вместе с мажорным трезвучием. Первое возвращение к инструменту, еще в школьные годы, произошло на базе эстрадных песенок. Продававшиеся в те времена эстрадные ноты типа "Поющие гитары" или "Песня 75" содержали отдельную линейку мелодии (для пения) и две линейки для аккомпанимента. Играть по таким нотам решительно было невозможно, а петь я не собирался. К тому же собственной техники не хватало даже на исполнение двух линеек аккомпанемента... Иногда в нотах поверх линейки мелодии встречались странные буквенные значки, обозначавшие аккорды. Достаточно быстро разобрался в них (в тех нотах не часто встречались добавочные цифры рядом с буквой аккорда) и сопоставил с минорным и мажорным трезвучием. Так и начал играть: правой рукой мелодию из первой линейки (для голоса), а левой рукой мажорное или минорное трезвучие в основной позиции. Начало было положено.

Поиграв таким образом какое-то время стал ощущать возможность самому подбирать и мелодию и аккорды к ней. В тех нотах, в которых не было обозначений аккордов, стал аналитически пытаться извлекать и записывать аккорды из печатных нотам из 2-й и 3-й линеек аккомпанемента. Не всегда это происходило гладко, т.к. часто встречались какие-то неправильные ноты в аккомпанементе, совокупность которых ну никак не укладывалась в определенное мажорное или минорное трезвучие, но, тем не менее, как-то все более-менее устраивало по получившемуся варианту. С удовольствием стал брать 7, 6 и sus аккорды, которые стали приятно разбавлять иногда монотонность голого мажора и минора. Другие цифры в аккордах пока просто игнорировал.

В старших классах школы стал учиться играть на гитаре аккордами (все вокруг играли). Знание обозначений аккордов и накопленный опыт их игры на ф-но хорошо помогли. Еще лучше стал подбирать аккорды к песням, в собственные подборы стал добавлять септаккорды (7). На этом уровне развитие надолго задержалось, на годы.

Мощный толчок в плане понимания аккомпанемента пришел уже в зрелом возрасте, когда купил синтезатор-самоиграйку Yamaha с возможностью программируемого автокаккомпанемента. Стал записывать на нем песенки, уже не с одной куцей левой рукой, а с полными линиями баса, ударных, гитар, струнных подкладок. Поглубже стал читать про аккорды. Ступени 9, 11, 13, альтерации. В то же самое время писал компьютерную программу, эмулирующую функцию автоаккомпанемента на компьютере. Пришлось разбираться какие ноты могут использоваться в мелодических фигурах аккомпанемента на фоне заданного аккорда. Оказалось, что не только те ноты, которые входят в аккорд. Но вместе с тем и не любые. На тот момент так и не понял, какие могут входить, а какие не могут, и просто запрограммировал поведение по имевшимся визуальным таблицам для каждого типа аккорда. Так появилась программа Real-time Style Performer, которую все еще по сей день скачивают с моего сайта и пользуют.

Стал почитывать книжки по джазовой теории. Обнаружил, что основой джазового аккомпанемента являются не мажорно-минорные тезвучия, а четырехзвуковые аккорды, которые все равно все называются септаккордами. Причем четвертая (септима) нота даже важнее, чем квинта (3-я нота в трезвучии), которая хоть и называется доминантной нотой в тональности аккорда, по факту совсем не обязательна в нем. То есть квинту джазовые учителя советуют вообще не брать в аккорде (а я на нее так полагался!), потому что она лично от себя почти не дает никакого окраса аккорду: она и так мозгом дополняется, даже если и не звучит, она представляет основной обертон (после октавы) звучащей тоновой струны, поэтому как бы уже звучит вместе с основным тоном аккорда. А весь основной окрас аккорду дают терция (минорная или мажорная) и септима. Другие ноты аккорда (9, 11, 13) добавляют оттенки второго уровня и играются вместе с септимой.

Когда в аккорде стало уже пять понятных нот, то разобраться с тем, какие ноты вообще можно играть на фоне такого аккорда стало полегче (5 лучше чем 3 ))). Но все равно не до конца понятно, так чтобы сразу без долгого анализа и размышлений. Теоретические выкладки из книг мог понять, но запоминать не хотел. Посему подумывал возложить сию задачу на компьютер. Одна из идей была такая: если компьютер знает, какой сложный аккорд звучит, то он может (из книжных табличек) просчитать всю гамму нот, которые можно играть на фоне этого аккорда. Тогда он сможет автоматически отфильтровывать или смещать нажимаемые на электронной MIDI клавиатуре ноты к нотам высчитанной гаммы. Хорошо, что не взялся за воплошение этой идеи и не потратил лишнего времени...

Потому что оказалось, что абсолютно все ноты хороши. Например, фортепианное глиссандо - тоже фраза. Ноты просто имеют разный вес в пределах гармонии, разное старшинство. Какие-то более толстые и важные, а какие-то мимолетные и хитроватые, но придающие особую тонкую изысканность соло ипровизации. Искусство их использования, игра иерархиями, напряжениями и разрешениями, консонансами и диссонансами как раз и составляет живой язык музыки. Теория задаваемых аккордом левой руки предпочтительных нот для правой руки потерпела во мне крах и на осознании, что в блюзовой гармонии, когда левая рука держит мажорный аккорд, правая рука особенно напирает на минорную ноту этого аккорда. То есть как будто в левой руке держится минорный аккорд. Этакое "гвоздем по стеклу", смех сквозь слезы. Ну если даже мажор-минор, основа основ, не дает никаких 100% гарантий, то что говорить об остальных функциях и влияниях. ))

Все вернулось по спирали на круги своя: как были все ноты возможны при игре и незнании теории, так и снова стали все возможны. Никаких жестких запретов, только предпочтения и советы.

реплика

Previous post Next post
Up