Вопрос мотивации к занятиям - это тот же постоянный вопрос о смысле занятий музыкой, но рассматриваемый с практическо-технического угла зрения. Когда мы говорим, что заниматься музыкой - это здорово, и мы решили ей заняться, но вот только как-то не удается сесть за регулярные занятия, я, вообще говоря, считаю, что тем самым человек сообщает, что внутренне совсем не убежден, что это так уж «здорово» или имеет достаточный лично для него смысл. Эти мотивационно-смысловые вопросы не имеют окончательного ответа, и сопровождают нас всю жизнь, потому что по разному переливаются своими гранями в различных конкретных обстоятельствах, которые все время меняются. Наводит на аналогию с техническими приемами музыкальной игры - всегда все очень сильно зависит от конкретных обстоятельств, трудно отделять чисто технические приемы от музыкального контекста и раскладывать по полочкам. Тем не менее, как в вопросах техники игры можно и нужно выделять какие-то общности, так и в рассуждениях о мотивации к занятиям можно находить часто повторяющиеся проблемы и методы их решения. Психологические проблемы, сопутствующие обучению, мешают, тормозят, а то и приводят к остановке всего обучения. Методы их решения, по-моему, также должны рассматриваться как составная часть технического арсенала пианиста. Но на чисто технические вопросы о том, как куда-то загибать пальцы, как правило, легче отвечать, чем на психологические. Мотивация к занятиям постоянно обсуждается на форумах, которые читаю, только эти вопросы все время подаются в разном обличии и тонко размыты по всем постам. Собственно, даже само существование самих форумов и их активность, равно и как моего блога, во многом определяется постоянным поиском какого-то «смысла» в музыкальных занятиях.
Не в первый и не в последний раз остановлюсь на этом вопросе. Поводом стали две ветки обсуждений на форуме pianostreet:
Motivation and Avoiding Frustration at the Piano и
Continue with teacher or change? В ветке «Сменить ли мне учителя?» ученица жалуется на свою учительницу (кстати, выпускницу Московской консерватории), которая за первые 4 недели занятий разбирает с этой ученицей только одно единственное произведение. Произведение длинное, и ученице кажется, что она никогда не дойдет до его конца, и никогда не удовлетворит своей игрой преподавателя. Хотя отдает должное, что за это время много чего нового узнала. Но это только канва для последовавшей дискуссии между другими участниками форума. В частности, некто ppianista делает такой проброс:
«Ответ простой: Ищите другого учителя. Эта женщина, похоже, следует профессиональным стандартам, что делает ее не совсем подходящей для вас. Вы - начинающий взрослый, поэтому, очевидно, что вы не хотите стать профессиональным пианистом; вы занимаетесь ради удовольствия. Ваша текущая преподавательница, похоже, не достаточно гибка, чтобы подогнать свое обучение под ваши желания и потребности. Но вы ведь начальник. Если она не способна дать того, о чем вы просите, просто увольте ее.»
На что последовал ответ другого участника форума:
«Я бы так не рассуждал… Нежелание быть профессионалом не означает автоматически, что человек не заинтересован в обучении по тем же стандартам, по которым обучались начавшие в раннем возрасте и может быть ставшие профессионалами. Слово удовольствие не совсем описывает мое отношение в игре на фортепиано, или к какой-нибудь другой серьезной деятельности, которой я занимаюсь в свое свободное время. Вещи принимают серьезный оттенок в зависимости от того, желаю я этого или нет. Удовольствие для меня ассоциируется с тем, что мой мозг не особенно занят, тогда как для игры на фортепиано это не так. Радость возникает от достижения чего-нибудь в результате иногда упорного труда.
Я пытался заниматься с учителем иной направленности (низкий стандарт) и полностью разочаровался уже через несколько занятий… Я все еще разочарован, но в основном из-за своей некомпетентности и недостатка качественного времени для фокусирования над занятиями, а не из-за высоких стандартов своего нынешнего учителя. Мне 46 лет, и если я смогу преодолеть начальную боль настройки своего мозга и тела, у меня еще остается лет 30 для совершенствования. Так что я не считаю ненужным ожидание высоких стандартов в своей игре, ограниченной только моими собственными естественными способностями.
Я не думаю, что мы знаем топикстартера достаточно, чтобы навяливать ей что-то. Мы можем только представить свои советы и поделиться своим опытом, чтобы помочь ей самой определиться с решением.»
Дополнительная ответная реплика:
«Именно этого хотят взрослые? Они/мы хотят обучаться «просто ради удовольствия»? Это с какого возраста начиная? Как это работает?
Нам нужно начать со следующего:
Сколько обучающихся детей собираются стать КОНЦЕРТНЫМИ пианистами или профессиональными музыкантами?
Если вы приписываете вещи согласно возраста, тогда вы утверждаете, что дети берут уроки, потому что они и их родители хотят видеть их концертными пианистами или профессиональными музыкантами. Согласитесь ли вы, что это не так для всех детей - точнее даже для большинства детей? Я уверен, что вы согласитесь.
Затем, если вы утверждаете, что фортепиано нужно заниматься серьезно только, если кто-то собирается стать профессиональным музыкантом, тогда это означает, что БОЛЬШИНСТВО учащихся всех возрастов не должны обучаться фортепиано серьезно, и 6-летние, 11-летние, 26-летние и 40-летние ученики должны заниматься «просто ради удовольствия». Вы такое посоветуете молодым ученикам? Я уверен, что нет.
Так что же осталось? Вероятно, юные ученики должны получать прочную основу музыкальной игры, если они получают обучение, а затем мы посмотрим, что из них получится. Если это так, почему же тогда такой подход должен прекратиться с какого-то конкретного возраста? «Ах, извините, вам 25/45. Тогда «просто для удовольствия.»» Почему? Почему взрослый ученик не должен серьезно заниматься, как любой другой ученик, и не находить для этого подходящего учителя? Почему нет?
Я не уверен, что понимаю «удовольствие» в практическом смыле. Наши занятия исходят от нас, стремимся ли мы достичь какого-то уровня или играем в удовольствие пьесу. То, чего мы достигаем в игре на фортепиано, не может прийти от учителя подобно наполнению пустого сосуда или через осмос. Большинство достигнутого добывается самим учеником, и это происходит как через следование внешним инструкциям, так и через погружение в собственную глубину. Так что «внешнее» содержится внутри самого ученика.
В чем вопрос об удовольствии? «Удовольствие» исходит «от вас»? Вы имеете в виду, что НЕ надо тянуться к уровню? Как вы себе это представляете? Я полагаю, что знаю ответ, но хотел бы его услышать.»
Пришлось ppianistа долго оправдываться и пытаться пояснить, что же она имела в виду.
В ветке «Мотивация и избегание раздражения от занятий на фортепиано» топикстартер жалуется на проблемы с изучением инвенции Баха - медленное продвижение и неудовлетворенность.
На что получает такие ответы:
«Медленное разучивание, последующая потеря мотивации, переход к другому произведению - такие комментарии типичны для людей, которые играют слишком трудный для них репертуар. Может быть болезнь дефицита внимания (шутка), но обычно неудовольствие, ведущее к переходу к другому произведению, возникает из-за разучивания слишком трудного. Вы же не случайно испытываете проблему, так? Построение по кирпичикам - универсальный метод в жизни. Вам нужно уметь ползать, прежде чем учиться ходить и бегать. Найдите произведения, в которых используется похожая техника, но которые полегче. Или поучите несколько различных (легких) пьес, чтобы избавиться от разочарования.
Не всегда в этом все дело, но достаточно типичный случай, судя по тому, как вы его описали.»
«Вам нужно снизить свои амбиции. Наиболее важный мотивирующий стимул - ощущение прогресса, не важно, насколько малого. Попытайтесь проанализировать свои трудности еще глубже, чем ранее: действительно ли проблема в этом всем такте? Для меня часто проблема сидит в одном маленьком движении, в одном переходе, который создает целую «проблему». И я прихожу к тому, что играю лишь две или три ноты подряд, снова и снова и снова и снова. Та-да-да, та-да-да, та-да-да. Быстро и медленно. Иногда нажатия нот нужно удвоить или утроить по скорости, или сыграть пунктирно или как-то иначе, чтобы удерживать мозг в активном состоянии.
И как только вы почувствуете, что получается лучше, чем до этого, вы должны мысленно это отметить и мысленно же наградить себя. Обычной проблемой является то, что мы игнорируем небольшой успех, потому что мы фокусируемся на большем. Поэтому мы расстраиваемся, теряем терпение, негодуем и БЛОКИРУЕМ себя. Сравните это с дрессировкой собаки: если вы за раз потребуете слишком многого от нее, ей это будет трудно, она не получит вознаграждения в нужный момент, ей станет неинтересно, и она уйдет прочь. Мы не так уж отличаемся от собак, нам также нужно поощрение.
… а если вы находите этот медленный, улиточный способ продвижения слишком раздражающим из-за вашей нетерпимости, то играйте тогда произведения, которые намного легче. Лично я не вижу смысла в игре тех вещей, которые мне не хочется играть, только для того, чтобы научиться играть любимые мной произведения, поэтому я больше работаю с нравящимися мне пьесами… но это касательно меня самого. Я допускаю, что некоторые вещи мне придется учить вечно…»