Отработка аккордов, часть 4

Feb 05, 2013 09:27

Практика аккордов (часть четвертая): разные частности


 
Ну вот, опять... А мы сидим тут без пальцев.
Если никто не захочет связаться со мной с дальнейшими предложениями, это будет последним из моих постов об аккордах. Это набор из нескольких не связанных мелочей, которые я мог бы добавить, если я думаю о большем!

СОХРАНЯЙТЕ СВОБОДУ И ГИБКОСТЬ

В последовательности аккордов очень полезно практиковать сброс положения руки полностью после каждого аккорда. Сделайте это, сводя кончики пальцев вместе, чтобы они слегка коснулись, или путем расслабления руки. Это может идти против шерсти, особенно если вы волнуетесь, что вы не найдете следующую позицию аккорда во времени. По номинальной стоимости казалось бы более логичным, чтобы попытаться сохранить открытое положение руки, но верно обратное: чем расслбленнее вы, тем более гибким вы остаетесь, и тем быстрее вы сможете двигаться. В реальном выступлении мы не в состоянии закрыть так руку или полностью расслабиться, конечно, но там останется часть этого намерения - достаточное, чтобы создать все различие.



ТВЕРДАЯ РУКА

Есть случаи, когда вы хотите сохранить охват в руке при игре аккордов, когда его расслабление стало бы неэффективным, контрпродуктивным или просто невозможным. Открытие последней части сонаты Бетховена в до-мадор, соч. 2 № 3 является хорошим примером. Играете ли вы это с упругим запястьем, или с помощью движения отбойного молотка в предплечье (или - лучше - смесь двух), рука должна сохранить позицию:




Повторные аккорды в медленной части сонаты Шумана фа-диез минор потребуют твердую руку и запястье, а также ощущение контакта с дном клавиатуры (отпуская клавиши каждый раз ровно настолько, сколько необходимо, конечно, не более чем наполовину). Если бы рука была какая-нибудь вялая, контроль был бы поставлен под угрозу:




ЗАХВАТ (ОХВАТ)

Этот механизм можно рассматривать как захват, когда аккорды полные, сильные и не слишком быстрые; когда быстрее, или полегче, я предпочитаю термины "царапание" или "выщипывание". Сгибание анатомически очень естественно и сильно от рождения. Обратите внимание на силу цепления в руках новорожденного ребенка! Если мы будем делать это всю дорогу (под чем я подразумеваю прохождение через весь диапазон движения), мы делаем стаккато; если мы прекратим захват, когда мы достигнем дна клавиатуры, и удерживаем аккорд, мы создадим очень сильный звук легко и непринужденно (чем быстрее захват, тем громче аккорд). Если захват происходит медленно, он будет чувствоваться как разминание. В большинстве случаев мы будем использовать небольшую дугу от целого диапазона движений, которые могут быть незаметны.

Отличное упражнение, чтобы нарастить силу и выносливость, чтобы играть аккорды во всех тональностях, во всех обращениях. Я делал это каждый день, когда я был студентом, - это было гораздо больше, чем упражнения на разминку, это было реальной постройкой техники. Это аккорды в четыре ноты в каждой руке, разделенный одной октавой, две октавы вверх и обратно вниз. Я играю мажор, потом минор, а затем передвигаюсь вверх хроматически на следующую клавишу, и т.д. Мне нравится играть это стаккато форте, каждый аккорд равномерно при темпе 80-100 на метрономе. При этом используется очень сильный захват с участием только руки и пальцы (не позволяйте руке тянуть обратно в направлении тела). Помните принцип усилий и отпускания: за очень сильным усилием следует мгновенное освобождение от усилия. Делайте это также быстрее и легче.

ВАРИАЦИИ УПРАЖНЕНИЙ С КАСАНИЕМ АККОРДОВ: ТРЕМОЛО

Вы помните упражнения с касанием из поста о прелюдия Рахманинова (вот ссылка на эту демонстрацию) . Тремоло упражнение является вариацией на то упражнение. Я использую его для разнообразия, и (потому что оно достаточно механическое) экономно. Сыграйте аккорд и отожмите два пальца. Теперь чередуйте эти два пальца в триплетном движении (так, чтобы каждая нота получала одинаковую нагрузку), или играйте в ритме типа "медленно, быстро-быстро, медленно". Также хорошо, чтобы отпустить три ноты и повторить вышеизложенное, играя две ноты вместе. Я использую короткий отрывок из La cathédrale engloutie Дебюсси:


Смотрите здесь




аккорды, занятия на фортепиано

Previous post Next post
Up