Еще о сценической лихорадке.

Jan 18, 2013 23:14


Еще о сценической лихорадке по материалам ветки форума на pianostreet (перевод).

Я работаю с пианистами всех уровней, помогая им справиться со сценической лихорадкой и беспокойством. В этом всем много аспектов, я могу дать только некоторые общие направления.
1). Задание себе негативных команд (например: «расслабиться») НЕ поможет вам избавиться от проблемы. Помогает только постепенное замещение отрицательных мысленных установок на положительные.

2). Второе, вы должны спросить себя, почему вы фокусируетесь на себе, а не на действиях, которые вам предстоит осуществить перед публикой. Вам не нужно здесь отвечать на этот вопрос. Достаточно понять, что сопоставление себя выше или ниже по отношению к другим людям буквально высасывает энергию и очень деструктивно. В любом случае, вы не сможете по-настоящему воздействовать на людей вашей игрой, когда вы сфокусированы на самом себе.

3). Большинство того, что вы испытываете во время выступления, создается во время занятий. Вы должны программировать себя на успех, а не на провал. В фортепианной игре это во многом определяется чувством клавиши до ее нажатия. Уверенность и удобство, с которыми вы это делаете, может быть натренировано, создано, и работа над этим должна быть частью ваших занятий. Конечно же знание музыкального произведения вдоль и поперек (левая и правая рука раздельно, например) также помогает. И не сдерживайте свое дыхание!

(Дыхание. Люди дышат естественно во время занятий и вдруг изменяют дыхание перед публикой. Так как вы выполняли это естественным образом во время занятий, то вы вряд ли «отрабатывали» дыхание. Потратьте некоторое время и выясните, как вы дышите во время исполнения каждого произведения, чтобы вы могли фактически заметить, что вы начинаете сбиваться в дыхании.)

4). Что нужно избегать во время занятий:

- фокусирование на скорости и физической силе. Это делает вас нервозными;

- механическое проигрывание трудных пассажей снова и снова. Это настраивает ваш мозг на отсутствие внимания и, в конце концов, также сделает вас нервозными в день выступления;

- разучивание пьес для будущего выступления, которые выше вашего уровня. Берясь за это, вы настраиваете себе наказание за это решение (= публика НЕ будет удовлетворена, и вы, в действительности, знаете об этом заранее; отрицание этого факта - вранье себе самому).

(Легкие произведения. Выучите несколько очень легких пьес, которые создадут вам уверенность в игре перед другими людьми. Сделайте домашний концерт с этими пьесами и попросите, чтобы слушатели высказались, вместо того, чтобы делать предположения о том, что они думают. Вы будете удивлены, насколько ваши мысли отличаются от мыслей других людей. Разучивание трудных произведений хорошо для мотивации, но они должны оставаться в комнате для занятий, пока они не станут легкими произведениями. Подготовка себя к неудаче - отличный способ укреплять свое волнение.)

В отношении «легких» пьес, я хотел бы подчеркнуть следующее. Все зависит от воспитания чувства легкости в произведениях, а не от отсутствия сложных пассажей. Я приводил данный пример много раз: ЛЮБОЕ действие в исполняемой музыкальной пьесе должно ощущаться настолько же легким, как взятие одной центральной ноты на клавиатуре. 100% предсказуемости результата, любой может это сделать перед публикой. Сыграть одну ноту До легко. А как насчет первого аккорда в прелюдии Шопена до минор? Также удобно или появился какой-то страх, неуверенность или сомнение? А как насчет 2, 3, 4 аккордов? По поводу одного высказывания? И т.д. Такой положительный настрой требует ЕЖЕДНЕВНОЙ репетиции. Он срабатывает даже в Мазеппе Листа. Я обнаружил, что это основной фактор успеха, даже для людей, которые не так сильно страдают от волнения на сцене.

«… пытайтесь не думать о слушателях… Не пытайтесь, хотя, предпринимать сознательного усилия к этому… Когда случатся плохие вещи - а они произойдут - не беспокойтесь о них…»

Именно эти советы я называю негативными командами. Хотя они выглядят уместными, когда человек сидит в кресле, рассуждая об этих проблемах, они не работают на практике, потому что мозг стремится делать противоположное в экстремальной ситуации. Вам нужно замещать негативное чем-то позитивным и тренироваться этому во время подготовки к «пугающему событию».

Чем больше вы играете на публике, тем легче это становится. Несомненно, это так. Также может помочь посвящение игры кому-то только одному (кому-то, кто примет от вас любое исполнение, потому что он любит вас), и просто игнорирование всех других присутствующих людей, ожидающей вашей ошибки.

В добавок видеоролик (с русскими субтитрами) о том, как справляются с проблемой великие музыканты: http://www.amara.org/ru/videos/3IFKPa8KfQwI/info/pavarotti-and-colleagues-discuss-stagefright/


сценическая лихорадка

Previous post Next post
Up