Многие учащиеся следуют следующему порядку занятий:
1. Сначала занимаемся гаммами и техническими упражнениями, пока пальцы не разогрелись. Продолжаем это на протяжении 30 минут или дольше, если у вас есть время, чтобы улучшить технику, особенно налегая на упражнения типа Ганона.
2. Затем беремся за новую музыкальную пьесу и медленно разбираем страничку или две, играя одновременно двумя руками, начиная с начала пьесы. Эта медленная игра повторяется до тех пор, пока она не станет получаться достаточно сносно, а потом постепенно укоряем исполнение, пока не достигаем финальной скорости. Можно использовать метроном для этого постепенного ускорения.
3. В конце двухчасового занятия, когда пальцы уже летают, учащиеся могут насладиться достигнутой скоростью и поиграть в свое удовольствие в конце занятия. В конце концов, они устали от занятия, поэтому могут себе позволить в заключение освободить голову и поиграть на полной скорости; это время для наслаждения музыкой!
4. Когда пьесу удается играть удовлетворительно, она запоминается и отрабатывается «до тех пор, пока музыка не войдет в пальцы».
5. В день выступления или публичного урока проигрываем произведение на полной скорости (или даже быстрее!) как можно большее количество раз, чтобы убедиться, что оно на хорошем уровне. Это последняя возможность; очевидно, что чем больше отрабатываем, тем лучше.
КАЖДЫЙ ШАГ В ЭТОМ ПОРЯДКЕ НЕВЕРЕН! Вышеизложенное почти гарантирует, что учащиеся не продвинутся выше среднего уровня, если они будут так заниматься несколько часов в день. Например, такой подход ничего не говорит ученикам относительно необходимых действий, если им встретился невозможный пассаж, кроме как продолжать повторять проигрывание, возможно, всю оставшуюся жизнь, без ясного представления, когда и как необходимая техника будет достигнута. Этот подход оставляет задачу изучения фортепиано полностью на усмотрение ученика. Кроме того, во время публичного исполнения музыка будет получаться плоской и неизбежных ошибок избежать не удастся. Вы поймете все это сами, как только вы прочтете о более эффективных методах, изложенных ниже.
Отсутствие прогресса является основной причиной, почему так много учащихся бросают изучение игры на фортепиано. Ученики, особенно юные, смышлены; зачем работать как раб и ничего не получать? Дайте награду ученикам, и вы получите большее увлечение предметом, чем любой учитель мог бы желать. Вы можете быть доктором, научным работником, юристом, спортсменом, всем кем хотите, и при этом быть хорошим пианистом. Это потому. Что есть методы, которые позволят вам приобрести технику быстро, что мы скоро увидим.
Обратите внимание, что вышеизложенный порядок занятий «интуитивен» (или «инстинктивен»). Если поместить человека среднего ума на необитаемый остров с одним лишь фортепиано и решимостью заниматься, он, скорее всего, изобретет методику занятий похожую на вышеизложенную. То есть, учитель, использующий такой порядок занятий, ничему не учит - сам метод интуитивен. Когда я только начал собирать «правильные методы обучения» для этой книги, я был поражен, насколько многие из них были противоположны интуиции. Я позже объясню, почему они так противоположны интуиции, но сейчас это предлагает отличный ответ, почему так много учителей пользуется интуитивным подходом. Эти учителя никогда не изучали правильных методов и поэтому естественно тяготеют к интуитивным методам. Проблема с противо-интуитивными методами в том, что их труднее освоить, чем интуитивные методы; ваш мозг постоянно говорит вам, что они не правильные, и хочет вернуться назад к интуитивным методам. Этот позыв мозга может стать непреодолимым как раз перед выступлением или экзаменом - попытайтесь посоветовать (незнающим) ученикам не играть законченные произведения в конце занятий, или не заниматься в день выступления! И здесь вовлечены не только ученики или учителя. Родители или друзья с добрыми намерениями также влияют на порядок занятий молодых учащихся. Несведущие родители всегда заставляют своих детей пользоваться интуитивными методами. Это одна из причин, почему хорошие учителя всегда просят, чтобы родители сопровождали своих детей на уроках. Если родители не будут проинформированы, почти гарантировано, что они будут заставлять учащихся использовать методы, которые будут в прямом противоречии с указаниями учителя.
Учащиеся, кто начал обучаться с самого начала правильными методами, «счастливчики». Однако, они должны быть осторожны позже в своей жизни, если им не преподали понятия неправильных методов. Как только они останутся без учителя, они могут придти к интуитивным методам и удивляться, почему все стало неожиданно разваливаться. Это подобно медведю, который никогда не видел капкана, - он всегда в него попадется. Эти «счастливчики» также часто не могут обучать, потому что они не представляют себе, что многие интуитивные методы ведут к катастрофе. С другой стороны, внешне «несчастные» ученики, которые сначала изучали по интуитивным методам, а затем перешли на лучшие методы, получили неожиданные преимущества. Они знают как правильные, так и неправильные методы, и часто становятся лучшими учителями. Поэтому, хотя эта книга обучает правильным методам, также важно знать, чего НЕЛЬЗЯ делать и почему. Вот почему большинство часто используемых неправильных методов здесь обширно обсуждаются.
Мы описываем составляющие надлежащего порядка занятий в следующих разделах. Они представлены приблизительно в том порядке, в котором ученик мог бы ими воспользоваться от начала до конца изучения нового музыкального произведения.