Эпиграф: «Я могу сжимать и разжимать руку. Физиолог может мне рассказать в терминах физиологии, как это я делаю. Но странно, что у физиолога сжатие и разжимание руки получается совсем не лучше, чем у меня, ничего не смыслящего в физиологии.» (Алан Уотс)
Судя по своему личному опыту, мне представляется, что если более-менее всерьез берешься за постижение игры на музыкальном инструменте, то не сможешь сохранять статус-кво в общем восприятии игры. Я имею в виду не техническую часть навыка, а ментальное отношение ко всему процессу: и обучения, и исполнения. Во всяком случае меня стремительно пронесло из одной позиции наблюдения в совершенно другую, где я и не предполагал быть. Этапы отражены в этом блоге: одни вопросы постоянно сменяли другие, и мне совсем не хотелось возвращаться к первым. Я бы даже сказал, что меня в конце концов выплюнуло из словесного поля обсуждений. Не музыка перестала быть интересной, а прервался интерес к разглагольствованиям об обучении. Закончились вопросы. Где тут влияние возраста, а где рост осознания игры - не могу сказать. Да и надо ли мне разделять? Может быть, если бы я занимался профессионально музыкой, а тем более если бы был преподавателем, то интерес к техническим деталям у меня сохранялся бы. А так - его не стало совсем.
Я и играть стал меньше. Нет никаких «обязательных» часа или два занятий в день. Всё стало ровно, без лишнего ажиотажа: хочешь - сел поиграть, нет острого желания - не садишься и не играешь. Уравновешенность. Если это состояние подходит к определению уравновешенности…
При всём этом успокоении мне совсем не кажется, что я скатился куда-то вниз, что-то забросил. Наоборот, мне кажется, что я над чем-то приподнялся, проник на более высшие уровни осознания. Но там нет места словам… И там музыка смешалась с остальной жизнью... Мне очень трудно донести сейчас эти идеи. Предлагаю лучше послушать опять Алана Уотса, на перевод которого у меня сдвинулся интерес. По сути осознание музыки и правил игры для меня естественным образом слилось с мыслями этого философа. Я почти всегда нахожу аналогии с постижением музыки, когда слушаю Уотса. Не законы квинтового круга или пальцевые упражнения Брамса двигают меня дальше по музыке, а философские обобщения. Для многих, наверное, это звучит очень странно и не очень понятно. Но что тут поделаешь: у каждого своя дорога и разная удаленность от точки отправления. Из-за этого порой мы не можем поддерживать общие темы интереса.
Click to view