Фреска из дворца Кришнапурам (Каямкулам, штат Керала, Индия). На ней изображена сцена Гаджендра Мокша - спасение царя слонов Гаджендры. В «Бхагавата Пуране» рассказывается история о царе Пандьев Индраюмне, которого проклял мудрец Агастья, в результате чего Индраюмна переродился в слона.
Однажды царь слонов, живших в лесу на горе Трикуте, направился к озеру вместе со своими слонихами. Он шел через заросли, ломая по пути кусты и деревца и не обращая внимания на вонзавшиеся в него шипы и колючки. Едва учуяв запах великана, тигры и львы, носороги и змеи, белые и черные сарабхи, волки, лисы, медведи и даже слоны-соперники в страхе разбегались в разные стороны. А буйволы, олени, кабаны, дикобразы, обезьяны, зайцы и лани свободно бродили по лесу, не опасаясь своих врагов.
Гора сотрясалась под тяжестью исполина, шествовавшего в окружении своих жен и слонят. Он обливался потом, а из пасти его капала хмельная слюна. Глаза его затуманились. Вокруг вились опьяненные медом пчелы. Легкий ветерок доносил с озера пыльцу лотосов, и слон уже издалека чуял ее аромат. Так гонимое жаждой стадо скоро дошло до благодатного озера.
В блаженной истоме великан вошел в воду и, опустив хобот, пил смешанную с пыльцою лотосов живительную влагу, пока силы вновь не вернулись к нему. Затем, погрузившись с головой в прохладные объятия реки, он предался сладостной неге.
Детеныши слона и жены мирно плескались рядом, пока он с удовольствием наблюдал за милым сердцу семейством, иногда поливая их водою из хобота. Так, зачарованный внешней природой Бога, мирянин отдается утехам с родными и близкими, стараясь не замечать, что их благополучие стоит ему немалых трудов.
Но, государь, провидению было угодно, чтобы счастье слона длилось недолго - огромный крокодил незаметно подплыл к нему под водой и вцепился в ногу острыми зубами. Как ни старался властитель леса вырваться из смертельных объятий грозного врага, сила была не на его стороне.
Слонихи плакали в отчаянии, видя беспомощность милого супруга. Другие слоны, позабыв о соперничестве, обхватили вожака хоботами и силились вытянуть его из воды, но тщетными были все их старания.
Непобедимый на суше, слон пытался переместить схватку на берег, но крокодил, сознавая свою силу в водной стихии, не позволял несчастному сдвинуться с места. Тысячи лет длилось их противостояние, и даже боги с изумлением взирали на тяжбу двух исполинов.
После долгих лет борьбы в чуждой стихии силы стали покидать могучего слона - тело уже не слушалось его как прежде, чувства притупились, и даже воля к жизни почти иссякла. У крокодила, напротив, сил и бодрости духа только прибавлялось.
Осознав свою беспомощность пред лицом провидения, царь слонов задумался о неотвратимости смерти, и мысль эта страшно напугала его. "Есть ли на свете сила, - спрашивал себя он в отчаянии, - способная противостоять судьбе, смерти?"
Друзья мои и родичи не могли спасти меня в несчастье, и жены не утешили моего горя. Судьба терзает мою плоть острыми зубами и не у кого более мне искать прибежища, кроме как у Повелителя судьбы, к Кому взывают о защите в миг смерти даже всесильные боги.
Власть Его не ведает границ. В страхе пред Ним трепещет и, забыв о жертвах, прячется прочь всесильная змея Время. Ему я сдамся на милость, у Него - Всемогущего - буду искать вечного покровительства. Смерть не властна над тем, кого приютил у Своих стоп великодушный Владыка.
И тогда царь слонов отрешился от внешнего мира и обратил взор в сердце - с молитвой, что слышал однажды, еще в прошлой жизни.
Слон молвил: я преклоняюсь пред Единым Вседержителем - Высшим Существом, кто есть животворящее семя, от которого начинается всякое движение и из которого произрастает древо вселенной. Я уповаю на Него и предаюсь Ему всею своею сущностью.
Несчастный слон не ведал, какое Божество живописал в своей молитве. Но боги - Брахма и его свита - понимали, что не к ним он взывает в отчаянии, но к их Владыке - Всевышнему, потому не спешили на помощь. И Господь низошел к страждущему, ибо пребывая в сердце каждого Своего чада, слышит каждую их мольбу.
Со скоростью молнии Всевышний перенесся на землю на спине Своего возничего - царь-птицы Гаруды. В руках Его сияло огненное колесо. Господь предстал пред страждущим во всем Своем великолепии - милосердный, могущественный и прекрасный. Вслед за Ним к подножью дивной горы спустились и небожители.
Израненный и обессиленный в тяжкой борьбе слон, завидев златокрылую птицу, воспрял духом и, позабыв о боли, воздал к небу хобот, в котором держал цветок лотоса - "Тебя, Господи, я ждал все жизни, Тебя молил о спасении, к Тебе взывал в час страданий! Прими меня к Себе, отныне я Твой слуга навеки!"
Нерожденный сошел со спины царь-птицы и в мгновение ока вытянул слона на берег - через мгновение жертва и кровожадный охотник оба были на берегу. В следующий миг Спаситель разящим кругом отсек голову крокодилу и утихомирил боль страждущего.