Соловки. Часть 1, монастырь

Nov 23, 2015 20:25

Оригинал взят у nord_ursus в Соловки. Часть 1, монастырь
Старинный монастырь, мощные каменные стены которого впечатляют своей основательностью ещё при взгляде издалека с борта теплохода, является средоточием жизни на Соловецком архипелаге в Белом море. Покрытый тайгой остров посреди северного моря, вдалеке от обжитых мест, когда-то выглядел идеальным местом для тихого уединения и монашеского подвига и был избран в XV веке монахами Германом, Савватием и Зосимой. И на Большом Соловецком острове в 1436 году возник монастырь. Через некоторое время, однако, он сделался уже не оторванным от цивилизации местом, а административным центром ряда прилегающих к Белому морю территорий. На протяжении своей истории Соловецкий монастырь побывал и крепостью (а монастыри часто были крепостями по совместительству), стены которой были совершенно неприступны, и, в советскую эпоху, исправительно-трудовым лагерем, причём одним из самых страшных. Ныне же это место до сих пор впечатляет своей атмосферой, хотя и туристы здесь по количеству явно преобладают над местными жителями. На Соловках я провёл, в общей сложности, полтора дня. За это время успеть я мог бы больше, чем успел на самом деле, но не очень об этом жалею, так как больше хотелось просто не спеша походить по острову - по посёлку, по лесу. Итак, начнём с монастыря.



Как я уже писал об этом, из Петербурга на Соловки я добирался через Кемь: до этого города на севере Карелии я доехал поездом, а на пристани в посёлке-спутнике Рабочеостровск сел на теплоход, на котором за два часа пути по беломорским волнам достиг берега Большого Соловецкого острова.

2. Минут за двадцать до прибытия Соловецкий монастырь уже хорошо виден с теплохода.



3. Итак, теплоход прибыл, с пирса я вышел на берег. Вокруг какая-то совершенно особая атмосфера... Толпа туристов, прибывшая вместе со мной на теплоходе, постепенно уходит от причала в направлении монастыря. Вокруг меня небольшой посёлок с двухэтажными домами, у берега метеостанция... Вдалеке видны купола монастырских храмов.



Встречаются местные жители - и молодёжь, и пожилые люди. Кто-то гуляет, кто-то в магазин идёт. Вроде и обычный посёлок, а всё таки нет. Есть ощущение, что всё здесь как-то по-другому. Улицы выложены бетонными плитами, и машины по ним едут с характерным перестуком, а кроме того эти обычные поселковые улицы выходят к морю! До горизонта простираются воды Белого моря, среди которых где-то вдали виднеется несколько островов. Погода довольно жаркая, но с моря дует бриз, приносящий солёные брызги. Иногда может подуть сильнее, и становится прохладно.

4. Продолжаю идти по посёлку в сторону монастыря. Во время сидения на кормовой палубе теплохода меня регулярно обдавало брызгами от морских волн, и в какой-то момент брызги попали, видимо, в объектив, из-за чего фотографии, сделанные в первый час после прибытия, имеют такое довольно заметное бельмо. Но в чём-то это даже интересно.



Я на острове! И эта мысль уже будоражит сознание. То есть это ведь не такой остров, как острова в дельте Невы в Петербурге, а здесь я нахожусь среди моря, и до материка пятьдесят километров.

5. Сразу бросается в глаза местный автопарк - сплошные УАЗики. Кстати, обратите внимание на цветущее дерево справа. Черёмуха цветёт, - конец июня, однако!



6. Башни монастыря, на переднем плане - местные жители вперемешку с туристами, среди которых нередко встречаются иностранцы. Где-то среди поселковых домов ходят козы и коровы, и при этом дует солёный морской ветер. Атмосфера просто непередаваемая...



7. Попадаются старые каменные постройки, в основном хозяйственного назначения. Этим, вероятно, лет триста...



8. А вон впереди монастырь. И часовня XIX века среди деревянных поселковых домиков.



9. Вид назад. В целом посёлок Соловецкий я ещё более подробно покажу в следующем посте.



Посёлок вокруг монастыря начал расти примерно в XVII веке, но население его в основном не было постоянным, - здесь временно жили прибывавшие сюда паломники, для которых были построены дома. Потом стали селиться монастырские послушники и трудники. Наиболее сильный рост посёлка произошёл уже в советские времена, когда монастырь закрыли и превратили в исправительно-трудовой лагерь, просуществовавший до 1933 года, а в качестве тюрьмы - до 1939. На острове был основан совхоз, но кроме заключённых, были и вольнонаёмные работники, которые и составили основное население посёлка Соловецкий, официально образованного уже 12 февраля 1944 года.

Со второй половины 1930-х годов, уже после упразднения и лагеря, и тюрьмы, и вывоза заключённых на материк, на острове обосновались моряки Северного флота. До 1991 года на острове располагалась военно-морская база, которая была расформирована с окончанием советской эпохи.

10. Во время Великой Отечественной войны на острове действовала школа юнг, и поблизости от монастыря стоит памятник, посвящённый её выпускникам, погибшим в войну.



11. Пыльная гравийная дорога, посёлок - хоть и пребывающий в упадке, но довольно опрятный и ухоженный, монастырь и голубое беломорское небо. Справа видно здание "Петербургской гостиницы" (1836-1838), в котором ныне находится туристический центр.



Количество туристов здесь действительно огромно. Но насколько я знаю, занимаются здесь туристическим бизнесом в основном не островитяне, а жители Архангельска и Петрозаводска, работающие здесь фактически вахтовым методом. Поэтому от туризма, к сожалению, посёлку не очень-то и перепадает.

12. Вид в сторону Белого моря и какие-то острова вдалеке. На переднем плане видны островки поменьше, и непонятный объект на одном из них создаёт ощущение, как будто это подводная лодка. Почти что напоминание о военно-морской странице истории острова и посёлка.



13. А монастырь смотрится очень величественно. Мощная и внушительная валунная кладка сделала стены весьма устойчивыми к обороне. Настолько, что их ничуть не повредил даже обстрел в 1854 году с английских военных кораблей, зашедших в Белое море во время Крымской войны (которая, несмотря на название, шла вовсе не только в Крыму).



14. Вид в южном направлении вдоль западной стены монастыря. Полное название обители - Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский ставропигиальный (то есть подчиняющийся непосредственно патриарху, а не Архангельской епархии) мужской монастырь. После забвения в советскую эпоху Соловецкий монастырь возродился в 1990 году.



15. Это - снова Петербургская гостиница с туристическим центром. У входа видна группа туристов, чего-то ждут.



16. Успенская и Прядильная башни, а между ними - Святые ворота, то есть вход в монастырь.



17. Вид назад. Справа Успенская башня, а на возвышении, на углу стены, - Сторожевая. Левее неё видна часовня св. Константина (1856 год). А в левой части кадра виден краешек бухты Благополучия Белого моря, - именно эта бухта, будучи хорошо укрытой от морских штормов, была избрана для места основания монастыря.



18. А вот так выглядит монастырская гавань. У причала стоят какие-то катера. А на берегу - Преображенская гостиница (1859-1864 годы), ныне заброшенная и пребывающая в полуразрушенном состоянии. Вроде, восстановление здания давно планируется, но всё никак не начнётся.



19. Святые ворота с витражом - главный вход в монастырь. В целом архитектурный облик Соловецкого монастыря весьма аскетичен, - всё же сказываются северные условия.



20. Внутри монастыря идёт реставрация, но шум кипящей работы атмосферы не нарушает. В центре кадра - Никольская церковь (1831-1833), - поздняя постройка в сравнении с другими храмами монастыря.



Надо сказать, что внутри монастыря атмосфера уже отличается от посёлка. Народа довольно мало, хотя только что мне навстречу через Святые ворота вышла туристическая группа с гидом. В обители тихо и умиротворённо.

21. По соседству с Никольской церковью - Спасо-Преображенский собор (1556-1566):



22. Келейные корпуса построены в основном с XVI по XVIII век и, как и все здания, скрыты внутри каменных монастырских стен.



23. Святые ворота с внутренней стороны. В них же - надвратная Благовещенская церковь. Построено это здание было в 1596-1601 годах.



24. Настоятельский корпус (справа) построен уже в XIX веке.



25. Валунная кладка встречается и во внутренних монастырских постройках. Подобные элементы строительного дела часто объясняются природными особенностями, которые присущи местности. То есть, где камня много, там и много каменных построек. Но надо сказать, что, наверное, водружать друг на друга тяжёлые валуны, чтобы сложить из них стену, - это уже, наверное, был немалый труд.



26. Довольно сурового вида приземистые ворота ведут в своего рода двор между монастырскими храмами - Никольской и Успенской церквями.



27. Пока я ходил по посёлку и монастырю, под влиянием морского ветра на небе часто менялись конфигурации облаков, что с земли и с территории монастыря наблюдать особенно интересно. В кадре - Рухлядная палата (XVIII век), проход через которую ведёт в северный дворик.



28. А в этом довольно тесном дворике, прилегающем к северной стороне крепостной монастырской стены, находятся хозяйственные корпуса монастыря. Наиболее примечательное здание - Портная палата (1642 год), с краю слева видна Иконописная палата (1617).



А в довоенные годы в этих корпусах располагались тюремные камеры... Соловецкий лагерь особого назначения, существовавший в 1920-е-30-е годы, отличался не только изолированностью от остальной территории страны, но и особо усиленным и жёстким режимом содержания. Максимальной численности заключённых СЛОН достиг в 1930 году, когда цифра содержавшихся здесь достигла аж семидесяти тысяч человек. И значительную их долю составляли "политические". После расформирования лагеря в 1933 году здесь продолжала действовать тюрьма, относившаяся уже к Беломорско-Балтийскому лагерю (БелБалтЛаг). Лагерная страница истории Соловецкого монастыря и острова окончательно завершилась в 1939 году, когда тюрьма была упразднена, а заключённые вывезены на материк, и часть из них расстреляна в урочище Сандормох в Карелии возле Медвежьегорска. Так Соловки прочно вошли в историю не только благодаря монастырю, но и в связи со своей хоть и недолгой, но страшной и печальной исторической страницей.

Кстати, монастырская тюрьма на Соловках имелась ещё задолго до ГУЛАГа. И содержались в ней в основном опальные политические деятели, а также провинившиеся священнослужители. Впрочем, это не единичный случай тюрьмы в монастыре, - таковая имелась, например, в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

29. Никольский корпус и восточная стена монастыря с Никольскими воротами. На заднем плане видна северо-восточная Никольская башня.



30. Вид в Никольские ворота наружу. В проёме видно деревяное здание овощного корпуса.



31. Рухлядная палата с обратной стороны (то есть из северного дворика) и украшающий пейзаж ПАЗик:



32. Здесь и под ноги смотреть интересно. Каменная брусчатка, песок и пыль. Напоминают об истории этого места...



33. Вид в проём Рухлядной палаты обратно в центр монастыря:



34. Успенская церковь (1552-1557) и звонница на переднем плане. Кстати, под ведущей в церковь деревянной лестницей в правой части кадра виден ларёк с очень вкусными пирожками. :)



35. Далее я снова прошёл через центр монастыря - уже в южном направлении. В кадре снова видны Святые ворота.



36. В юго-восточной части монастыря расположен Новобратский корпус (XIX век), а справа видны Архангельские ворота, получившие название, как нетрудно догадаться, из-за того, что географически "смотрят" прямо в сторону Архангельска, до которого отсюда по прямой 230 километров. Не так уж и далеко по северным меркам.



37. По соседству (на предыдущем кадре её краешек виден справа) находится церковь святителя Филиппа, митрополита Московского, архитектурный облик которой говорит о более позднем времени постройки, относительно других храмов обители. И построена она в 1798-1799 годах. Сейчас, как видно, реставрация ещё не проведена, - храм до сих пор пока стоит без купола.



38. Обогнув с востока Филипповскую церковь и примыкающий к ней Святительский корпус, можно попасть в ещё один укромный дворик, - прилегающий уже к южной стене монастыря. Справа видна мельница (XVII век), слева - прачечный корпус (XIX век) и Белая башня - самая южная башня монастырской стены.



39. В этом месте монастырская каменная стена смотрится совершенно таинственно:



Как и почти все монастыри в более ранние века, Соловецкий монастырь выполнял ещё и оборонительную функцию. И в этом качестве послужил не один раз. Наверное, по воинственности его можно сравнить с Псково-Печерским монастырём. Как и там, на Соловках монахи, стяжая духовный подвиг, боролись с невидимыми врагами там, где их постоянно стремились одолеть видимые. Соловецкий монастырь был ещё и важным военным форпостом России на северных землях, и здесь имелось вооружение и постоянный военный гарнизон. Соловецкий монастырь выдержал две осады шведских войск во время Ливонской войны (1571 и 1582 годы), а затем во время Смуты - в 1611 году. Прежде, чем отправиться по морю к монастырю, шведы успевали лихо пройтись по Северной Карелии, пожечь там сёла и побить мирное население. Однако наиболее примечательная страница военной истории Соловков - это так называемое Соловецкое сидение 1668-1676 годов: монастырь отверг церковную реформу патриарха Никона, что повлекло за собой попытку властей обуздать мятежников. Однако так просто это сделать не удалось. Осада монастыря царскими войсками продлилась целых восемь лет и смогла завершиться удачно лишь потому что среди защитников монастыря оказался перебежчик, указавший войскам тайный проход в монастырь, через который стрельцы ночью во время смены караула смогли проникнуть внутрь стены.

Во время Крымской войны, в 1854 году, в Белое море проник британский флот (Англия и Франция воевали против Российской империи в союзе с Турцией), и с двух фрегатов был обстрелян Соловецкий монастырь. Но его каменные стены устояли. А англичане в ту войну добрались даже до Тихого океана, обстреляв Петропавловск-Камчатский, так что название "Крымская война" явственно говорит только об основном театре военных действий.

40. Под зданием постройки XVI века, известным, как сушило (то есть амбар для хранения зерна и муки), как раз и находится то самое место, где перебежчик монах Феоктист указал стрельцам тайный ход в монастырь. Сейчас здесь лежат пушки, когда-то стоявшие на вооружении Соловецкого монастыря.



41. Ещё часть пушки. Кстати, обратите внимание на цветущие одуванчики: конец июня в этих широтах - это только самое начало лета.



42. Вот таким переходом соединяется здание мельницы с южной монастырской стеной:



43. Колёса от какой-то телеги:



44. С южной стороны я вновь вышел в центральную часть монастыря. Это - вид с другой стороны на уже показанный Спасо-Преображенский собор.



45. Внутри Архангельских ворот (вид которых издалека уже показан выше на фото 36):



На этом и завершим осмотр монастыря изнутри. Дальше я покажу ещё несколько кадров, сделанных снаружи.

46. Монастырский док, часть бухты Благополучия (которая видна на заднем плане), на берегу - часовня апостолов Петра и Павла (1854-1856), идентичная уже показанной Константиновской. Не знаю, действуют ли механизмы шлюза дока сейчас, но похоже, что надобности в этом уже не возникает, а док используется местными жителями в качестве стоянки моторных лодок.



Обратите внимание на небо. Здесь оно необыкновенное. Переменчивость погоды у моря порождает частую смену формы облаков.

47. Вид на монастырь с южной стороны. Слева на углу стоит Прядильная башня.



48. Тот же ракурс чуть левее. В кадре - всё уже показанное на предыдущих снимках. Док, часовни (на переднем плане Петропавловская, а вдалеке Константиновская), левее - пристань и полуразрушенная Преображенская гостиница.



49. А это вид направо: на углу стены - Белая башня, а правее неё находится Святое озеро, которого, правда, в кадре не видно.



Вокруг монастыря - поселковые дома и улицы, а дальше - дремучий лес. Посёлок Соловецкий, а затем и природу острова осмотрим в следующих частях.

впечатления, Соловецкий монастырь, поселок, Соловки

Previous post Next post
Up