Я, вообще, не сторонник новых машин. Считаю depreciation нового авто для себя лично неподходящим. Можно спорить про "новая" vs. "старая", но не сейчас. Подержанную машину я покупал два с половиной раза (с половиной, потому что папа отдал мне свою подержанную машину как-то давно, которую он тоже не новой покупал, и я много что про нее знаю с тех пор). Какое-то время назад у меня попросили совета о том, как проверять бывший в употреблении автомобиль при покупке, и я записал все, что знаю об этом и думаю по этому поводу. Эти заметки приведены ниже, возможно, они кому-то будут полезными. В заметках есть некоторая российская специфика, но в целом советы применимы в любой точке земного шара. Заметки предполагают, что выбирается подержанный автомобиль в хорошем состоянии, не бывший в авариях.
Во-первых, я бы рекомендовал обязательно свозить машину в сервис. Это обычно не очень удобно, ибо лишняя логистика по стыковке времени у механика и все такое, но это важно. Причем надо выбрать автосервис, где помимо обычной механики занимаются кузовным ремонтом - специалисты сразу увидят, если машина битая. Также автосервис обладает подъемником, а многие вещи в автомобиле можно посмотреть, пощупать и подергать только снизу. Разумеется, лучше будет, если сервис выберите Вы - я не параноик, но настойчивые рекомендации конкретного сервиса продавцом меня насторожили бы. При осмотре машины у механика проконтролируйте, что машину поднимают на подъемник, дергают колеса (чтобы проверить подвеску) и проверяют наличие течей в труднодоступных местах.
Во-вторых, до сервиса надо посмотреть машину и самому, чтобы зря в сервис не возить. На что обращать внимание:
- Как долго машина в продаже. Если долго продается, то либо машина дрянная, либо цена большая. В любом случае надо смотреть, если все окажется нормально, просить сбавить цену.
- Внешний вид двигателя. Лучше если двигатель грязный. Даже так: он должен быть немытый и на нем не должно быть подтеков. Подтеки смотреть в районе крышки блока цилиндров, залезть под машину смотреть сухой ли поддон картера. Если двигатель мыли, то это может быть ничего, а может быть движок течет.
- Открыть горловину двигателя для заливки масла, заглянуть внутрь. Цвет деталей должен быть золотисто желтый. Если он черный или почти черный это плохо и такую машину лучше не брать.
- Посмотреть уровень всех жидкостей: расширительный бачок, тормозная, рулевая, АКПП. Если где-то уровень на максимуме, это не очень хорошо - может, только что долили в силу каких-то причин. Лучше, если на серединке.
- Масло в двигателе. Лучше если оно грязное. Ну в смысле не свежее. Если масло меняли для продажи это тоже может ничего не значить, а может значить, что залили погуще, чтобы не текло, если течет.
- Осмотреть все, что можно в подкапотном пространстве - все должно быть ровно, сухо и без следов разборки. Смотреть на болтики - редкий болтик можно открутить без следов на нем.
- Залезть головой под машину как можно глубже и смотреть на ШРУСы и на сальники передних валов - там где они в АКПП уходят. Должно быть все сухо. Повернуть колеса до упора вправо, осмотреть еще раз. Потом влево, осмотреть еще раз. При повороте колес улучшается обзорность отдельных узлов подвески.
- Сесть за руль. Включить зажигание, не заводить. Проверить, что горят все лампочки - пока машина не заведена, они должны все гореть. Особенно Check Engine. Иногда ушлые продавцы отрубают лампочку Check Engine совсем, если она загорелась из-за каких-то проблем. Или заклеивают в приборной панели черной изолентой. Короче все лампочки должны гореть. И давления масла, и заряда АКББ и все-все-все.
- Осмотреться вокруг себя. Грязный ли салон. Какова степень потертостей. Изучить руль. При пробеге в 100 тысяч км на руле не должно быть особых протертостей. Если руль сильно потерт, это может быть признаком смотанного пробега.
- Принюхаться к запахам в салоне. Не должно пахнуть ничем странным вроде химии, краски или тухлого запаха. Утопленники встречаются главным образом среди японских и американских машин. Запах краски может означать, что недавно что-то делали по кузову.
- На месте помотать руль вправо-влево - без завода двигателя. Руль может заблокироваться, но с включенным зажиганием не должен. Помотать руль и послушать. Не должно быть никаких стуков из рулевой. Высунуться в окошко и посмотреть на правое колесо. При мотании руля оно должно сразу отзываться - это такая простая проверка люфта.
- Завести машину. Должна завестись легко, с первого раза. Открыть капот, послушать двигатель. Не должно быть каких-то явных стуков или шумов. Холодный двигатель, правда, может подстукивать, но вряд ли продавец приедет к Вам на авто с холодным двигателем.
- Посмотреть на дым из выхлопной трубы. Попросить продавца погазовать тысяч до четырех оборотов в минуту. Дым не должен быть белым. Белый дым на высоких оборотах - выгорающее масло.
- Проехаться. Во время поездки слушать как переключается АКПП. Не должно быть рывков. Проехаться надо со скоростью километров до 70, чтобы проверились все передачи. Во время езды тоже подергать руль вправо и влево, убедиться, что нет посторонних звуков.
- Также во время поездки наехать на неровности типа дорожного полицейского. Такая должна быть мягкая, но уверенная неровность. Рельсы не годятся. Надо что-то вроде плавного лежачего полицейского. Слушать есть ли какие-то бухи в передних или задних стойках. Слушать надо и движение вниз, и движение вверх.
- Также во время поездки послушать сверчков в салоне - что трясется, что бурчит. Полного их отсутствия на подержанной машине не будет, но прислушаться надо, чтобы потом не страдать.
- Во время поездки хорошенько потормозить. Не должно быть скрипов, свистов. Не должно вести машину в сторону при торможении.
- Во время поездки отпустить руль на горизонтально ровной дороге. Убедиться, что машину не ведет в стороны, что она едет прямо с отпущенным рулем. Если машину ведет - отказать сразу, это может быть разлаженным развалом-схождением, а может быть признаком нарушений структуры кузова из-за прошлых аварий.
- После поездки открыть капот, осмотреть двигатель на предмет вновь появившихся течей.
- Осмотреть шины. Износ протектора должен быть равномерным между колесами и между внутренней и внешней стороной шин.
- Кузов. Это одно из самых сложных. Ну во-первых, надо спросить хозяина, бита ли машина. Если скажет нет, а потом найдется что-то подозрительное - отказать сразу за обман. Фабричная окраска всегда имеет шагрень, по крайней мере на дверях и крыльях. Шагрень надо смотреть под острым углом, она выглядит как такая сеточки или соты - т.е. краска не совсем ровная. Если краска совсем ровная - почти 100% что красили. Также надо открыть двери и смотреть этикетки. На водительском дверном проеме обычно точно такая есть, а вообще на большинстве машин во всех дверных проемах есть этикетка с VIN. На крыльях тоже - надо капот открыть и смотреть.
- Открыть лючок багажника и посмотреть болтики внутри. По ним должно быть видно, что лючок не снимали - т.е. болтики должны быть фабричного вида без следов внешних усилий по откручиванию. Лючок часто снимают для подбора краски при кузовном ремонте.
- Осмотреть зазоры между капотом и крыльями, между фарами и крыльями, между бамперами и кузовом. Они должны быть абсолютно ровными.
- Вообще надо по возможности осмотреть все доступные винтики и болтики - например, те, которые защелки дверей крепят. Они все должны выглядеть так, что их никогда не откручивали.
- Проверить кондиционер, стеклоподъемники, центральный замок, магнитолу, печку - это самые дорогостоящие в плане ремонта детали по электрике.
- Проверить ручник.
- Личное - машины с люком в крыше не брать. Одни неприятности от него - может течь, может свистеть от воздуха на скорости.
- Постараться не покупать машину у продавца - нехозяина. Т.е. если у него доверенность. Такое бывает, и это может быть нормально, но надо быть настороже. Доверенность могут отозвать в любой момент.
- Желательно снимать машину с учета вместе с продавцом - чтобы на ваших глазах сотрудник ГИБДД проверял номера кузова и двигателя. Снятые с учета вообще и с транзитными номерами в частности машины должны вызвать двойное подозрение.
Вот то, что знаю. Опыт у меня небогатый, но, надеюсь, поможет. Покупка подержанной машины это лотерея, но можно сильно увеличить свои шансы на удачный результат.
Отдельно выделю вот что: при малейших сомнениях не брать. Отключить рефлексы вроде "надо брать, а то уйдет - такая хорошая машина". Хорошие машины действительно быстро уходят, но разум надо сохранять трезвым. Особенно фильтровать заявления продавца про то, что после обеда еще 5 человек машину смотрят. Ну смотрят и смотрят.
Удачи!