Пожалуй, самый скандальный российский фильм 2009 года, ведь страсти разгорелись как минимум за 2 недели до официальной премьеры - после показа в Государственной Думе России, устроенного специально для видных общественных деятелей и журналистов. Тогда же историки разделились на два противоборствующих лагеря: одни говорили, что своей лентой Павел Лунгин жестоко искажает историю, и показы в кинотеатрах нужно запретить, а другие - наоборот, утверждают, что режиссер не побоялся показать настоящего Ивана Грозного. Тем не менее, в прокат фильм все же вышел. О том, насколько «Царь» соответствует реальным событиям, пусть спорят специалисты. В конце концов, Лунгин снимал не исторические хроники, а
художественный фильм. И сделал это на высшем уровне. Два часа философской драмы легче воспринимаются из-за своего деления на четыре главы: «Молитва царя», «Война царя», «Гнев царя» и «Веселье царя». Уже из первой части становится ясно, что популярность этой картины и не планировала завоевываться напудренными лицами да сложными костюмами. Ее сила в первоклассной операторской работе, мощном реальном кадре - с истощенными от голода грязными крестьянами, измученными пытками воеводами. А вот царь-Мамонов иногда в актерской игре перегибает палку, уж совсем не грозный у него получился великий князь всея Руси. Куда органичнее в своей роли Митрополита Филиппа смотрится Олег Янковский, для которого роль в «Царе» стала, увы, последней.
Картина оправданно не рекомендована для просмотра детям до 13 лет, в ней много жестоких сцен войны, пыток, чего только стоит гибель маленькой Маши от лап медведя. Не каждый взрослый сможет без эмоций на все это посмотреть. Да и вообще «Царь» получился с психологической точки зрении довольно тяжелым. Гнетущая недосказанность не ушла даже с государевым весельем и последним вопросом Ивана Грозного: «А где мой народ?». Но, пожалуй, без этой драматичности столь сильное впечатление лента бы и не оставила.