Рукописи-то. Горят.

Mar 09, 2011 01:11

Вот сижу я вечером восьмого марта, простой русский мужик, и читаю «Искусство кино» за 1991 год. Тогда не успел, было чем заняться в тридцать шесть неполных лет.

В рубрике «мемуары и публикации» вспоминает свою молодость Илья Вениаминович Вайсфельд. Был заведующим кафедрой кинодраматургии ВГИКа. А до этого работал на «Мосфильме». Такой фильм «Мы из Кронштадта» кто помнит, так Вайсфельд трудился там директором съемочной группы.

А в сороковом году уже дослужился до редактора, и ему поручали рецензировать сценарии, представленные на всесоюзный конкурс. Один сценарий был о том, как наступил коммунизм. Тогда это было актуально, я думаю. И потом ещё долго народ интересовался, когда уже он наступит, но как-то в мои годы утилитарно представляли многие светлое коммунистическое будущее: отдельные квартиры с газом, много колбасы, водка даром - а пьяных нет, двери в квартирах не закрываются - и никто не ворует. А до войны пока иначе представляли, романтичней.

Вайсфельд пересказывает только финал сценария.

«Наступил коммунизм. На месте Храма Христа спасителя открывают Дворец Советов, идёт митинг. Один из вождей с трибуны объявляет:

- Дорогие товарищи! С сегодняшнего дня устанавливается полный коммунизм.

Затем глубоко вдыхает, чтобы объявить самое главное:

- И ликвидируется наша коммунистическая партия большевиков».

Вайсфельд ужаснулся. Потом решил узнать, кому ещё давали читать сценарий. Выяснил, что только Либединскому, которого к тому времени уже из партии выгнали. Были они в приятельских отношениях, оба понимали, что по одной статье могут далеко пойти, поэтому решили сценарий уничтожить от греха подальше. Сам-то Вайсфельд пишет, что они сценариста пожалели. Скорей всего был просто какой-то дурень, а загреметь мог как настоящий. Но, сдаётся мне, что и рецензенты были в очень невнятном положении, по тем временам. Так что эту писанину они погубили к общей пользе: и придурка спасли, и сами остались здоровы.

Конечно, я их очень понимаю. Только страшно жаль, что не прочитать мне тот сценарий целиком. Уже в финале чувствую большой потенциал для ужас какого постмодернистского фильма. Тарантино бы взялся мне кажется, похоже он после «Бесславных ублюдков» в творческом тупике. Да многие бы взялись, даже Никита Сергеевич приходит на ум. Всё-таки Сталин большая скотина был, что из-за него до нас такие тексты не дошли. Снимают каких-то "Интернов", да "Секс в большом городе".
 

кино

Previous post Next post
Up