Искусство Западной и центральной Европы в эпоху переселения народов

Mar 01, 2013 11:24

      С конца VI века началось движение племен - "великое переселение народов". Вандалы, готы, гунны и другие народности, двигались в сторону римского государства, вторгаясь на его террирорию. Римляни называли эти народы "варварами".  В 476 году Западная Римская империя распалась, германские племена образовали не ее территории ряд самостоятельных государств. Так, в Галлии и северо-западной Германии обосновались франки, на севере Испании - вестготы,в Северной Италии - остготы (в дальнейшем они были вытесненны лангобардами), в Британии - англосаксы.  Народы смешивались с коренным населением, это преимущественно кельты и "римляни" - это различные народы,объединяемых понятием "римский гражданин", т.е. совокупностью определенных политических прав.На завоеванных Римом территорий  процесс сложения рабовладелльческих отношений зашел достаточно далеко. Насильственная "романизация" захватывла все области культуры.  Так язык - римский, право - римское, религия - христианство.  В искусстве широкое распространение получили римская орнаментика, формы культовых зданией и т.д.      "Варварские" народы, создавшие свои государства, оказались либо в римской, либо в романизированной среде. Сюда они внесли свои порядки и нравы во многом отличавшиеся первобытной простотой и грубостью.  Произошло слияние двух культур. "Варвары" принести с собой многие формы первобытного народного мировоззрения, к тому времени уже утраченного античной цивилизацией. Мифологическое мышление, поэтические образы природы и общественной жизни. Так, германиские племена имели свою религию, в которой преобладало поклонение стихийным силам природы. Эта мифология сохранилась в заклинаниях и эрических песнях, но она почти не получила воплощения в человеческих  образах пластическоского искусства. Лишь потом,  с принятием христианства, образ человека начинал постепенно появляться в искусстве. Новая религия отвечала потребностям племенных государств.  Однако христиансто было переосмыслено германцами в духе их первобытной мифологии. Поэтому христианство стало приобретать своеобразные черты. Духи природы превращались в бесов, символы евангельской религии переплетались с магическими образами древних культов.  Т.е. возникла смесь римских элементов с народной фантазией.       В V-VIII вв. искусство Западной Европы приобрело своеобразный характер. Искусство остготов лангобардов, вестготов, кельтской Ирландии, англосаксонской Британии, меровингской Галлии, на Скандинавском полуострове и в Дании было как бы возвращением к древнему слою - местным культурам бронзового века, сохранившимся в виде некоторых элементов народного искусства. По мере распада римской цивилизации, местные традиции вступали в тесное взаимодействие с художественными навыкаи этих народов.      Значительно было и влияние искусства Сирии, Египта и Ирана. Это происходило через изделия: драгоценные ювелирные украшиния, ткани, ковры и т.д., которыми торговали купцы, известные под общим именем "сирийцы" .      Характерной чертой искусства эпохи переселения народов, были орнаменты и яркие цветовые сочетания.  Декоративно-орнаментальные принципы композиции были новыми средствами художественного выражения, характернымидля возникающего в эту эпоху средневекового искусства.
Орнаментально-декоративные формы искусства этого времени отличались чрезвычайным богатством. Особенно высоко стояла техника художественной обработки металлов в частности ювелирное дело. Памятники этого искусства распространены на огромном протяжении, от берогов Черного моря до Британских островов. При раскопках чаще всего встречаются фибулы (застежки, пряжки), украшения, оружие,декоративная утварь, предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг.
За время первого тысячелетия н.э. искусство орнамента кочевых народов Европы прошло через несколько этапов развития. Первый этап -  с 100 по 350 гг., носит название "филигранного стиля", т.к. для него характерно украшение застежек, пряжек и др.украшений тонкими золотыми или серебрянными нитями, шнурами и зернами . Вторым этапом был "полихромный стиль", который называют "готским", т.к. впервые он появился у готов во время их пребывния в Северном Причерноморье, где они познакомились с восходящей к античности техникой перегородчатой эмали и оправы драгоценных комней золотом и серебром. Эта техники получила широкое распространение во всей Западной Европе в течении 350-550



Для этого стиля характерно сочетание металла с цветными каменьями или окрашенным стеклом, в особенности золота или золоченой меди с гранатами, рубинами или красным стеклом. Отличным примером этой техники являются происхождение из Чезены (Северная Италия) золотые со вставками из альмандина, фибулы в форме орлов с распластанными крыльями. Особенно интересны так называемые "вотивные короны", обнаруженные в кладе, найденым в XIX в. в Гварразаре, около Толедо. Такие короны приносили в дар церкви и обычно подвешивались под арками. Из гварразарского комплекса наиболее известны золотые, украшенные гранатами короны вестготский королей VII века - Свинтилы и Рацесвинта, имена которых названы в посвятительных надписях, образуемых прикрепленными нижнему краю корон подвесками в форме ажурных букв "С"  драгоценными каменьями и стеклянными вставками. К особенно выдающимся произведениям ювелирного мастерства принадлежат золотая с красной инкрустацией рукоятка меча и такое же  украшение ножен меча из погребения франкского короля Хильдерика.
Время "полихромного стиля" совпадает с периодом широкого распространения металлических урашений, исполненных насечкой с применением очень характерного и простого орнаментального мотива - параллельно идущих вдавленных металлическим орудием клинообразных фигур. Эти стили господствовали в искусстве германских племен на континенте вплоть до VII в.  В первой половине VII века техника перегородчатой эмали, находилась еще в периоде расцвета, однако характер украший с VI века  меняется. Еще в первой половине VII века возник стиль "абстрактной звериной орнаментика", начало которого лежит не в "полихромном стиле". C середины VI века "абстрактная звериная орнаментика" получает большое распространение в искусстве северных римских провинций, в свою вчередь обогащенном стилизованными звериными образами, восходящими к искусству народов Причерноморья, Западной Сибири, Алтая и в отдельных случаях - Китая.
В этой орнаментике облик зверя изменялся совершенно неузнаваемо: отдельные части животного - голова, шея, нога, туловище - превращались в самостоятельный орнаментальный мотив, условную схему. Иногда такая роль выпадала даже на долю глаз, пасти. Из нихсоставлялись совершенно произвольные сочетания.
В кельтской Ирландии и в анголосаксонской Британии в VIII веке намечается тенденция снова ввести некоторую "распознаваемость" стилизованных звериных форма при сохранении тесной связи с орнаментом плетенки. Эту тенденцию можно проследить главным образом по памятним миниатюры.
  На последнем этапе "абстрактной звериной орнаментики" в так называемом "стиле вкингов", распространенном на Скандинавском полуострове и в Дании, главное место занимает фигура зверя, обычно льва обвитого змеей, причем его конечности, хвост, а иногда и часть туловища превращены в орнаментальный узор. Например: каменная плита из Йеллинга в Дании.


Эта особенность характерна для так называемого скандинавского искусства, слившаяся с ирландской традицией орнаментальная система распространилась в VIII-IX веках по всей Европе. Оттесненная в дальнейшем изобразительными мотивами сюжетного характера, она сохранила свое влияние на всю художественную культуру средних веков.
"Варваские" народы обладали, по-видимому, некоторыми традициями в деревянном строительстве. В дошедшей до нас архитектуре эпохи переселения народов мы встречаемся с рядом характерных явлений: упрощением и изменением заимствованнных у позднего, христианского Рима основных форм культовых зданий применительно к новым условия с иной техникой, а вместе с тем и новой художественной выразительностью. Эти изменения относятся и декору отдельных частей здания (стен, дверей, окон, колонн, капителей). Особенно характерно изменение формы и орнаментации колонны.Она теряет свою органичную стройность, превращается в круглый каменный блок, приобретая вместе с тем богатую орнаментику не имеющую тоношения к структурной роли колонны и иногда покрывающую ее сплошным ленточным узором.
   Искусство рельефа также претерпевало существеннйшие изменения. Объемные фигуры украшавшие ранние христианские саркофаги, исчезают. Рельеф  становится плоским, приобретая примущественно орнаментально-декоративный характер. Особенно часто встречаются мотивы плетения из лент и жгутов, сохранившиеся от раннехристианского исусства побеги виноградых лоз, декоративные кресты, венки с монограммой Христа, изображения птиц, клюющих гроздья или пьющих из чаши, а также некоторые орнментальные мотивы Древнего Востока.
    К V веку относится небольшая группа работ, главным образом прикладного характера, в которых встречается изображение человека, например на золотых кубках в виде рога их Галлехуса.



С VII века изобразительные мотивы встречаются чаще. Примером может служить плоский каменный рельеф из Хорнхаузена (около 700 г.. Галле).  верхней части рельефа очень условно изображен всадник, вооруженный копьем, мечом и щитом. Предполагается, что здесь представлен Ватоан в образе рыцаря убивающего змея. Нижнее поле рельефа занято прихотливыми сплетениями "звериного орнамента".


Со времени принятия христианства средоточием усственной жизни в Европе стали главным образом монастыри. Среди различных отраслей монастырского хозяйства, в особенности при крупных аббатствах, имелись специальные мастерские "скриптории", где переписывали и украшали книги как для церковных нужд, так и для обучения. В ранней период средневековья особенно распространены были евангелия, поучения отцов церкви и богослужебные книги (лекционарии, сакраментарии). Как исключение, из тех же мастерских выходили и рукописи светского содержания, законодательные документы хроники, грамматики.


В искусстве разных племен и народов Западной Европы в V - VIII вв. было много общих черт. Все же на территории Древнеей Италии относительно сильнее давали себя знать отзвуки античных художественных традиций и строительных навыков. Стихия "варварского" народного орнаментального искусства особенно ярко развилась в областях, не входивших в Западную Римскую империю (Скандинавия, Ирландия) или почти не затронутых романизацией (Англия). Особое место принадлежит искусству франков, в котором своеобразно переплелось народное творчество "варварских" племен с некоторыми традициями античной художественной культуры. Не случайно именно франки в IX-X веков образовали ядро империи Карла Великого.

Искусство Западной и центральной Европы., Дороманское искусство.

Previous post Next post
Up